По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Пензенского УФАС России от 30.07.2014 N 2-03/26-2014 <О признании действий хозяйствующего общества, выразившихся в предъявлении жителям многоквартирного дома необоснованной платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, злоупотреблением доминирующим положением на рынке коммунальных услуг>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. № 2-03/26-2014
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 июля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О. - руководителя управления, председатель Комиссии,
2. П.Е. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
3. Х.Т. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
4. О.Л. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
при участии со стороны:
- заявителя: Ч.Н.
Общества с ограниченной ответственностью "Ч" (далее - ООО "Ч"): С.О. - представителя по доверенности от 15.07.2014 г., б/н,
в отсутствие: С.А. (о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии),
рассмотрев дело № 2-03/26-2014 по признакам нарушения ООО "Ч" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Пензенское УФАС России обратились Ч.Н., С.А. жители с заявлением на действия ООО "Ч" (ИНН <...>, ОГРН <...>, <...>; <...>) по предъявлению необоснованной платы за холодное водоснабжение, предоставляемое на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме по адресу <...>.
Из поступивших материалов следует, что ООО "Ч", являясь исполнителем коммунальных услуг (холодное водоснабжение и водоотведение), не начисляет плату за холодное водоснабжение и водоотведение собственникам (владельцам) жилых помещений не представившим показания ИПУ в текущем расчетном периоде.
Приказом Пензенского УФАС России от 30.07.2014 г. № 157 в отношении ООО "Ч" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 30.06.2014 г. дело № 2-03/26-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 16.07.2014 г.
На заседании Комиссии Ч.Н. поддержала свои требования, изложенные в заявлении, дополнительно пояснив, что ООО "Ч" подали исковое заявление о взыскании с жителей многоквартирного дома задолженности по оплате коммунальных услуг (холодного водоснабжения), предоставленных на общедомовые нужды.
Представитель ООО "Ч" пояснила, что при начислении платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, жителям многоквартирного дома, Общество руководствовалось Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Общество указало, что 06.04.2014 г. проведена проверка правильности снятия потребителями показаний индивидуальных учетов (далее - ИПУ) холодной воды. При выявлении несоответствия показаний приборов учета и сведениям об объеме потребленного коммунального ресурса, предоставленным потребителями, ООО "Ч" начисляется плата за фактически потребленный объем. В случае не предоставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период, Обществом применяется положение подпункта "б" пункта 59 Правил № 354, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, в пределах 6 расчетных периодов подряд.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
Из представленных материалов следует, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> избрана непосредственная форма управления домом.
ООО "Ч" оказывает услуги водоснабжения и водоотведения собственникам (владельцам) помещений в указанном многоквартирном жилом доме.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 3147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Исходя из приведенных норм законодательства ООО "Ч" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры в границах обслуживаемой территории.
В силу положений пункта 2 Правил № 354 ООО "Ч" является исполнителем коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения для собственников (владельцев) помещений в многоквартирном доме <...>.
Согласно пункту 9 Правил № 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 2 статьи 155 ЖК РФ).
Оплата коммунальных услуг собственниками (владельцами) помещений в рассматриваемом многоквартирном доме осуществляется на основании счета-квитанций, выставляемых ООО "Ч" потребителям услуг.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Порядок оплаты потребителями коммунальных услуг установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2012 г. (далее - Правила № 354).
В соответствии с пунктом 33 Правил № 354 потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета вправе ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребители коммунальных услуг в силу положений пункта 33 Правил № 354 обязаны:
- допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;
- своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги;
- нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, Правилами № 354 на Исполнителя возложены следующие обязанности:
- предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил № 354);
- производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги (подпункт "г" пункта 31 Правил № 354);
- осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (подпункт е 1 пункта 31 Правил № 354;
- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев) (подпункт "ж" пункта 31, пункт 82 Правил № 354);
- в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, определять плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд (подпункт "б" пункта 59 Правил № 354);
- в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета по истечении 6 расчетных периодов рассчитывать плату за коммунальную услугу исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил);
- при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета более 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока обязан провести проверку и снять показания прибора учета (пункт 84 Правил);
- нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно статье 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <...> оборудован коллективным прибором учета холодной воды, который установлен на вводе в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. Объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, определяется как разница между объемом определенным по показаниям общедомового прибора учета и суммой показаний ИПУ и норматива потребления в помещениях, не оборудованных ИПУ.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что в жилом доме по расположенном по адресу <...> - 70 жилых квартир, из них 64 квартиры оборудованы ИПУ холодной воды, нежилые помещения в указанном доме отсутствуют.
Начисление платы за коммунальные услуги, представленные потребителям в жилых помещениях, оборудованных ИПУ, производится ООО "Ч" исходя из показаний ИПУ за расчетный период. При отсутствии ИПУ размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях определяется ООО "Ч" исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из представленных ООО "Ч" документов установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 59 Правил № 354 Общество при предъявлении жителям дома <...> платы за холодное водоснабжение не выставляло плату за коммунальные услуги, представленные в жилом помещении, потребителям, не представившим показания ИПУ.
Так, в январе 2014 г. в расчет платы за холодное водоснабжение не были учтены объемы потребления собственников (пользователей) 17 квартир, в феврале 2014 г. - 17 квартир, в марте 2014 г. - 18 квартир, в апреле 2014 г. - 7 квартир, в мае 2014 г. - 13 квартир, в июне 2014 г. - 7 квартир.
При этом, указанный объем коммунальных услуг распределялся ООО "Ч" на всех потребителей коммунальных услуг, и выставлялся к оплате в качестве коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела за январь, март, апрель 2014 г. ООО "Ч" перераспределило на общедомовые нужды всех потребителей коммунальных услуг по холодному водоснабжению - более 140 куб. м/мес., в феврале 2014 г. - более 120 куб. м, в мае 2014 г. - более 70 куб. м, в июне 2014 г. - более 50 куб. м.
На заседании комиссии Пензенского УФАС России по делу № 2-03/26-2014 представитель ООО "Ч" пояснила, что общество при начислении платы за коммунальные услуги руководствуется Правилами № 354.
Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрена возможность Исполнителя при расчете платы за коммунальные услуги не учитывать объем потребления коммунальных ресурсов у отдельных потребителей, не представивших показания ИПУ за расчетный период, и распределять указанные объемы потребления услуг на всех потребителей, в виде платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Таким образом, ООО "Ч", не исполняя обязанность по начислению платы за коммунальные услуги в жилом помещении отдельным потребителям, не представившим показания ИПУ, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Указанные действия ООО "Ч" приводят к тому, что потребители, предоставляющие показания ИПУ и оплачивающие потребленные коммунальные ресурсы, вынуждены нести дополнительные и необоснованные затраты, отнесенные на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, что приводит к ущемлению их интересов.
Таким образом, ООО "Ч" пользуясь своим доминирующим положением на рынке в нарушение установленного Правилами порядка расчетов коммунальных услуг, предъявляло жителям дома <...> для оплаты необоснованные объемы коммунальных услуг на общедомовые нужды, что повлекло ущемление интересов потребителей, предоставляющих показания ИПУ и оплачивающих коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО "Ч", выразившиеся в предъявлении потребителям необоснованной платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, в результате нарушения установленного Правилами порядка начисления платы за коммунальные услуги, которые повлекли ущемление интересов потребителей, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах обслуживаемой Обществом территории и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью "Ч" (<...>, ИНН <...>) выразившиеся в предъявлении жителям многоквартирного дома <...> необоснованной платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, в результате нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2014 г. № 354, повлекшие ущемление интересов жителей многоквартирного дома, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Ч" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и соблюдении установленного нормативно-правовыми актами порядка расчета размера платы за коммунальные услуги.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии
К.О.
Члены Комиссии
П.Е.
Х.Т.
О.Л.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 30 июля 2014 г. № 2-03/26-2014
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:
1. К.О. - руководитель управления, Председатель комиссии;
2. П.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
3. Х.Т. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
4. О.Л. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30.07.2014 по делу № 2-03/26-2014 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "Ч" (ИНН <...>, ОГРН <...>, <...>; <...>) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции)
предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Ч" (ИНН <...>, ОГРН <...>, место нахождения: <...>) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в предъявлении жителям многоквартирного дома <...> необоснованной платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, в результате нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, которые повлекли ущемление интересов потребителей, для чего,
- в срок до 01.09.2014 г. привести расчет размера платы за коммунальные услуги, предъявленной жителям дома <...> в соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 и иными нормативно-правовыми актами;
- соблюдать установленный нормативно-правовыми актами порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
2. О выполнении настоящего предписания Обществу с ограниченной ответственностью "Ч" письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 05.09.2014 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
К.О.
Члены Комиссии
П.Е.
Х.Т.
О.Л.
------------------------------------------------------------------