Решение Пензенского областного суда от 25.08.2014 по делу N 3-9/2014 <Об отказе в удовлетворении требований о признании частично недействующим пункта 5 Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 18.12.2013 N 120 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год" в части установления итогового однокомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения>



ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. по делу № 3-9/2014

Пензенский областной суд в составе
председательствующего судьи Овчаренко А.Н.,
при секретаре А.Н.,
с участием прокурора Рофеля И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "СКМ Энергосервис" о признании частично недействующим пункта 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год",

установил:

Пунктом 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год" установлены и введены в действие одноставочные тарифы на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям на территории г. Пензы Пензенской области, на 2014 год в единице измерения - руб. за 1 куб. м. с календарной разбивкой по полугодиям, а также с разбивкой на два компонента: 1) компонент на холодную воду в единице измерения - руб. за 1 куб. м., 2) компонент на тепловую энергию в единице измерения - руб. за 1 Гкал. Размеры указанных тарифов составили: с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года: тариф на горячую воду (без НДС) - 97,81 руб. за 1 куб. м., в том числе компонент на холодную воду (без НДС) - 15,03 руб. за 1 куб. м., компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1254,97 руб. за 1 Гкал; тариф на горячую воду (с НДС) - 115,42 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 17,73 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (с НДС) - 1480,86 руб. за 1 Гкал; с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года: тариф на горячую воду (без НДС) - 103,32 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (без НДС) -15,61 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (без НДС) - 1329,01 руб. за 1 Гкал; тариф на горячую воду (с НДС) - 121,92 руб. за 1 куб.м., в том числе компонент на холодную воду (с НДС) - 18,42 руб. за 1 куб.м., компонент на тепловую энергию (с НДС) - 1568,23 руб. за 1 Гкал.
ООО "СКМ Энергосервис" в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в Пензенский областной суд с заявлением о признании недействующим вышеприведенного пункта 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год", ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы положениям ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разделу XI Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения". Доводы заявления сводятся к тем обстоятельствам, что тарифы на горячую воду, предусмотренные оспариваемой нормой для потребителей ООО "СКМ Энергосервис", установлены на уровне ниже экономически обоснованных, поскольку при расчете компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью тарифа на горячую воду, Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области не были приняты во внимание расчеты и документы, представленные обществом в подтверждение расходов на фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды, приобретение материалов на текущий ремонт. Заявленные ООО "СКМ Энергосервис" суммы расходов по указанным статьям затрат неправомерно уменьшены регулирующим органом. Тарифы на горячую воду на 2014 год также установлены без учета экономически обоснованных расходов общества, понесенных им в 2012 году в связи с образованием разницы в размерах тарифов на холодную воду, принятых регулирующим органом при формировании тарифов на горячую воду для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" на 2012 год, и фактических тарифов на холодную воду, установленных для ООО "Горводоканал" на 2012 год. Кроме того, установление оспариваемой нормой одноставочных тарифов на горячую воду в единице измерения - руб. за 1 куб.м. не предусмотрено действующим законодательством, поскольку тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду, измеряемого в руб. за 1 куб.м. и компонента на тепловую энергию, измеряемого в руб. за 1 Гкал.
В судебном заседании представитель заявителя ООО "СКМ Энергосервис" - Р.М., действующая на основании доверенности (том 3 л.д. 154), уточнила заявленные требования и просила признать пункт 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год" недействующим в части установления одноставочного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения и установления стоимости компонента на холодную воду (том 3 л.д. 45-46). В обоснование данных требований ссылалась на обстоятельства, изложенные в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, а также в письменных возражениях от 22 августа 2014 года на доводы заинтересованного лица (том 3 л.д. 161-164). Также пояснила, что заявителем не оспаривается пункт 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 в части установления стоимости компонента на тепловую энергию, принятой регулирующим органом в размере тарифов на тепловую энергию, поставляемую для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" на 2014 год, предусмотренных пунктами 1 и 2 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2013 года № 94 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2014 год", которые решением Пензенского областного суда от 28 марта 2014 года по делу № 3-5/2014 признаны законными и обоснованными.
Представители заинтересованного лица - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - К.Н., действующая в силу полномочий начальника управления (том 3 л.д. 44), а также С.Д., С.А. и С.Л., действующие на основании доверенностей (том 3 л.д. 41, 42, 43), просили суд отказать в удовлетворении заявления ООО "СКМ Энергосервис" по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 20 августа 2014 года и дополнениях к ним от 25 августа 2014 года, приобщенных к материалам дела (том 3 л.д. 103-108, 165-167). Считали, что приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 в оспариваемой части издан с соблюдением компетенции данного органа исполнительной власти Пензенской области, порядка и процедуры его принятия и введения в действие, и соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Представитель Федеральной службы по тарифам, привлеченной судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного слушания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном ходатайстве от 18 августа 2014 года просил суд рассмотреть дело в его отсутствие (том 3 л.д. 39), в письменном отзыве от 22 августа 2014 года (том 3 л.д. 135-139) полагал, что оспариваемое тарифное решение не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя.
Заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Рофеля И.В., находившего заявление ООО "СКМ Энергосервис" необоснованным и неподлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 55, 67.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, связанных с установлением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также реализация полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (п. 3.1 ст. 26.3 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа).
Правоотношения, связанные с государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, включая горячее водоснабжение с использованием закрытой системы водоснабжения, регламентированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) отнесены к тарифам, подлежащим государственному регулированию.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года № 440-пП, на территории Пензенской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности в соответствии с действующим законодательством, является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (том 3 л.д. 47-56).
Согласно п. 3.134 данного Положения установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении отнесено к компетенции Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (том 3 л.д. 53 оборот).
В силу п. 1.4, п. 5.1 и подп. 7 п. 5.7 названного Положения решения по вопросам, входящим в компетенцию Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, принимаются в форме приказов, при этом, решения, принимаемые Правлением данного органа, подписывает начальник Управления, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Пензенской области (том 3 л.д. 48, 55 оборот, 56).
Как следует из содержания оспариваемого пункта приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120, установленное им нормативное регулирование осуществлено в отношении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения. Данный приказ подписан К.Н., которая на тот момент в соответствии с распоряжением Губернатора Пензенской области от 19 сентября 2013 года № 249-р/к (том 2 л.д. 200) была назначена исполняющим обязанности начальника Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области с 24 сентября 2013 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, в надлежащей форме и подписан уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с требованиями пункта 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года № 1013-пП (в редакции, действовавшей на момент принятия и введения в действие оспариваемого приказа), нормативные правовые акты органов исполнительной власти Пензенской области подлежат официальному опубликованию в течение тридцати дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста соответственно на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (том 3 л.д. 177-179).
Как следует из материалов дела оспариваемый приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120, был официально опубликован 20 декабря 2013 года в печатном издании "Издательский дом "Пензенская правда" № 97 (том 2 л.д. 180-184) и вступил в силу с начальной даты указанного в нем периода - с 01 января 2014 года, что свидетельствует о соблюдении установленной процедуры его официального опубликования и введения в действие.
Также при издании оспариваемого приказа Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области был соблюден специальный порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренный Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 (далее по тексту решения - Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Так, в судебном заседании установлено, что на основании заявлений ООО "СКМ "Энергосервис" от 30 апреля 2013 года и 24 мая 2013 года и представленных данной организацией материалов Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области было открыто дело об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей указанной организации на 2014 год (том 3 л.д. 70, 140-153).
Для расчета указанных тарифов Управлением был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат), предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подп. "а" п. 30 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 (далее по тексту решения - Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).
Применение Управлением указанного метода для регулирования тарифов на 2014 год является в данном случае допустимым в соответствии с подп. "в" п. 2 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406.
В рамках указанного тарифного дела органом регулирования проведена экспертиза предложений об установлении тарифов, результаты которой отражены в экспертном заключении (том 2 л.д. 188-191).
Решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, поставляемую потребителям ООО "СКМ Энергосервис", на 2014 год было принято Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области на основании представленных регулируемой организаций материалов и экспертного заключения по итогам заседания правления данного исполнительного органа государственной власти, которое состоялось 18 декабря 2013 года, т.е. не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, с участием представителей ООО "СКМ Энергосервис", что отражено в протоколе заседания правления № 141 от 18 декабря 2013 года (том 2 л.д. 192-195).
Копия тарифного решения вручена представителю ООО "СКМ Энергосервис" (том 2 л.д. 197).
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении органом регулирования положений п.п. 25, 27, 31 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с требованиями п. 28 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения решение Управления содержит величину тарифов на горячую воду с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов, дату введения в действие тарифов и дату окончания их действия.
Как следует из содержания оспариваемого приказа, установленные им тарифы на горячую воду введены в действие с 01 января 2014 года на один год с разбивкой по полугодиям, что соответствует правилам действия данных тарифов во времени, предусмотренным п.п. 6, 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и п. 31 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, при издании оспариваемого приказа Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области были соблюдены вышеперечисленные требования нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, относительно метода тарифного регулирования, порядка установления тарифов на горячую воду и периодам их действия.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 88 - 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
В соответствии с вышеприведенными требованиями нормативных правовых актов в оспариваемом пункте приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 предусмотрены каждый из указанных компонентов тарифа на горячую воду: 1) компонент на холодную воду в единице измерения - руб. за 1 куб. м.; 2) компонент на тепловую энергию в единице измерения - руб. за 1 Гкал.
Учитывая, что поставщиком холодной воды для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого ООО "СКМ Энергосервис", является ООО "Горводоканал", величина компонента на холодную воду при установлении оспариваемого тарифа на горячую воду на 2014 год была принята органом регулирования в размере одноставочного тарифа на питьевую воду, установленного для ООО "Горводоканал" г. Пензы на 2014 год в соответствии с приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 119 (том 3 л.д. 71-72, 73): с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года в размере - 15,03 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), 17,73 руб. за 1 куб.м. (с учетом НДС); с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 15,61 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС), 18,42 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).
Суд считает не основанными на нормах действующего законодательства доводы ООО "СКМ Энергосервис" о необходимости включения Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в величину компонента на холодную воду при установлении тарифа на горячую воду на 2014 год расходов в размере 149228,20 руб., понесенных заявителем в 2012 году в связи с образованием разницы в размерах тарифов на холодную воду, принятых регулирующим органом при формировании тарифов на горячую воду для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" на 2012 год, и фактических тарифов на холодную воду, установленных для ООО "Горводоканал" на 2012 год (том 3 л.д. 141), исходя из следующего.
Действительно нормы ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и п. 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают общее положение о необходимости учета органом регулирования при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения экономически обоснованных расходов, понесенных регулируемыми организациями в предыдущие периоды и ранее не учтенных при установлении тарифов.
Между тем, исходя из требований п. 90 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также п. 111 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее по тексту решения Методические указания № 1746-э), значение компонента на холодную воду в данном случае признается равным значению тарифа на питьевую воду, что, как указывалось выше, было обеспечено Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области при установлении тарифа на горячую воду для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" на 2014 год.
Специальными нормами (положения раздела XI Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, раздела VIII.III Методических указаний № 1746-э), регулирующими особенности установления тарифов на горячую воду, в том числе порядок определения величины компонента на холодную воду в составе тарифов на горячую воду, не предусмотрено включение в этот компонент вышеуказанных расходов, понесенных в предыдущий период регулирования (в 2012 году), на которые ссылался заявитель.
Также в судебном заседании установлено, что величина компонента на тепловую энергию при установлении оспариваемого тарифа на горячую воду на 2014 год была принята органом регулирования в размере одноставочных тарифов на тепловую энергию, установленных для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" на 2014 год в соответствии с приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2013 года № 94 (том 1 л.д.47-49): с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года в размере - 1254,97 руб. за 1 Гкал (без учета НДС), 1480,86 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС); с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года -1329,01 руб. за 1 Гкал (без учета НДС), 1568,23 руб. за 1 Гкал (без учета НДС), что соответствует нормам подп. "а" п. 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и п. 113 Методических указаний № 1746-э.
Вступившим в законную силу решением Пензенского областного суда от 28 марта 2014 года по делу № 3-5/2014 вышеприведенные тарифы на тепловую энергию, установленные для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" на 2014 год, были признаны соответствующими требованиям действующего законодательства (том 3 л.д. 16-24, 25-32). При рассмотрении указанного гражданского дела судом исследовались и проверялись доводы ООО "СКМ Энергосервис" относительно экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию.
С учетом этого обстоятельства представителем ООО "СКМ Энергосервис" в судебном заседании не оспаривалось значение компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду, установленного п. 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120.
О необходимости определения величины компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду на 2014 год с учетом иных расходов, перечисленных в подпунктах "б", "в", "г" пункта 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, ООО "СКМ Энергосервис" в орган регулирования не заявлялось. Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости включения указанных расходов в величину компонента на тепловую энергию при установлении тарифов на горячую воду на 2014 год, судом при рассмотрении настоящего дела не установлено. Напротив, согласно заявлению ООО "СКМ Энергосервис" от 30 апреля 2013 года № 642 (том 3 л.д. 70) и объяснениям представителей заинтересованного лица расходы на содержание систем горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до границ балансовой принадлежности потребителей были учтены при формировании тарифа на тепловую энергию, и, следовательно, не подлежали повторному учету при установлении тарифа на горячую воду в соответствии с п. 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
Также суд учитывает и то обстоятельство, что специальными нормами, регулирующими особенности установления тарифов на горячую воду (положениями раздела XI Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, раздела VIII.III Методических указаний № 1746-э) не предусмотрено включение в компонент на тепловую энергию расходов, понесенных ООО "СКМ Энергосервис" в 2012 году в связи с образованием тарифной разницы на холодную воду, на которые ссылается заявитель.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что значения каждого из компонентов тарифа на горячую воду (компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию), которые установлены оспариваемым пунктом приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120, являются обоснованными и соответствуют требованиям действующего законодательства.
При оценке доводов заявителя о незаконности установления оспариваемой нормой конечного одноставочного тарифа на горячую воду в единице измерения - руб. за 1 куб.м. суд учитывает следующее.
Исходя из положений ч. 4 ст. 154, ч.ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, включая горячее водоснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Между тем, на момент принятия Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области оспариваемого приказа от 18 декабря 2013 года № 120 в федеральных нормативных актах не был окончательно урегулирован порядок применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду, включая порядок расчета совокупного размера платы за горячую воду исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов по каждому из двух компонентов тарифа на горячую воду с использованием различных единиц их измерения (компонент на холодную воду - куб.м. и компонент на тепловую энергию - Гкал.).
Соответствующие изменения в законодательство по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду, включая проект изменений в акты Правительства РФ, подготовленный Минстроем России (том 3 л.д. 180-190) не были приняты.
Действующими на момент принятия оспариваемого тарифного решения правовыми нормами, содержащимися в подпунктах "а" и "в" пункта 1 примечания к Приложению № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, а также в подпункте "в" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, предписывалось использовать при выборе единицы измерения объема и нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения единицы измерения - куб.метр и куб.метр на 1 человека, а при расчете платы за коммунальные услуги в отношении тарифов на горячую воду исходить из стоимости 1 куб.метра горячей воды в рублях (без разбивки на компоненты).
Данные нормативные правовые акты, непосредственно не устанавливают порядок расчета тарифов на горячую воду, однако содержащиеся в них нормы в указанной части имеют правовое значение для тарифного регулирования в сфере горячего водоснабжения и в силу п. 12 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения также подлежали применению органом регулирования.
Поскольку иными актами в данной области правового регулирования, в частности, Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", не предусматривалось установление тарифа на горячую воду в вышеуказанных единицах измерения - в виде цены 1 куб. метра горячей воды в рублях, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области при издании оспариваемого приказа обоснованно руководствовалось действующими на тот момент Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47, которые допускали возможность установления органом регулирования одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов (абзац второй пункта 7).
Исходя из формулы, содержащейся в пункте 58 указанных Методических указаний, Управлением были определены значения одноставочного тарифа на горячую воду в единице измерения - руб. за 1 куб.м.: с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года - 97,81 руб. за 1 куб. м. (без НДС), 115,42 руб. за 1 куб. м (с НДС); с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года: 103,32 руб. за 1 куб. м. (без НДС), 121,92 руб. за 1 куб. м (с НДС), расчет которых произведен как сумма двух компонентов: тарифа на холодную воду питьевого качества и тарифа на тепловую энергию, умноженного на расчетное количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды (15,03 руб./куб.м + (1254,97 руб./Гкал x 0,06596 Гкал/куб.м.) = 97,81 руб./куб. м - тариф на горячую воду в первом полугодии 2014 года без НДС и т.д.).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что установление оспариваемым пунктом приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 одноставочного тарифа на горячую воду в единицах измерения - руб. за 1 куб. м. с использованием и отражением в тарифном решении соответствующих компонентов (компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию) не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом, суд учитывает, что указанное правовое регулирование произведено Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в условиях переходного периода, не нарушает права заявителя и направлено на достижение целей и реализацию принципов, предусмотренных ст. 3 Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (обеспечение доступности горячего водоснабжения для абонентов, приоритетность обеспечения населения горячей водой, соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и их абонентов).
Кроме того, указанное правовое регулирование согласуется с новой редакцией части 9 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 года № 200-ФЗ), действующей на момент рассмотрения судом настоящего дела, из буквального содержания которой следует, что закон не устанавливает обязательное требование о применении лишь двухкомпонентной формы тарифов на горячую воду и не исключает возможность применения одноставочных тарифов на данный коммунальный ресурс.
Таким образом, принимая во внимание экономическую обоснованность установленных в отношении заявителя тарифов на горячую воду на 2014 год и их составных компонентов, соблюдение органом регулирования компетенции, порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого приказа, а также специального порядка установления тарифов на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, непротиворечие оспариваемого пункта приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие доказательств нарушения прав регулируемой организации, суд в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ считает необходимым отказать в удовлетворении заявления ООО "СКМ Энергосервис" о признании частично недействующим пункта 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление ООО "СКМ Энергосервис" о признании частично недействующим пункта 5 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 18 декабря 2013 года № 120 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2014 год" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2014 года.

Судья
А.Н.ОВЧАРЕНКО


------------------------------------------------------------------