Приказ Минобразования Пензенской обл. от 05.12.2014 N 505/01-07 "Об утверждении Положения о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 5 декабря 2014 г. № 505/01-07

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (с последующими изменениями), письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.03.2014 № 02-97, руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 № 485-пП (с последующими изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Пензенской области от 11.12.2012 № 647/01-07 "Об утверждении Положения о предметной комиссии Пензенской области".
3. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра образования Пензенской области Р.А. Гуляева.

Министр
С.К.КОПЕШКИНА





Утверждено
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 5 декабря 2014 г. № 505/01-07

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Положение о предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области (далее - Положение) определяет цели, порядок формирования и структуру предметной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области (далее - ПК), ее полномочия и функции, а также порядок организации работы ПК.
1.2. ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по соответствующим учебным предметам.
1.3. ПК по каждому учебному предмету создается приказом Министерства образования Пензенской области.
1.4. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) и Министерства образования Пензенской области, настоящим Положением.
1.5. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель, согласование кандидатуры которого осуществляется Рособрнадзором в соответствии с п. 19 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (с последующими изменениями) (далее - Порядок проведения ГИА).
1.6. Министерство образования Пензенской области и государственная экзаменационная комиссия Пензенской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области (далее - ГЭК) обеспечивают ПК помещениями для работы с соблюдением всех требований информационной безопасности.
1.7. Информационное и технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет региональный центр обработки информации и оценки достижений учащихся государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт регионального развития Пензенской области" (далее - РЦОИ).
1.8. В период организации и проведения ЕГЭ распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА; требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ; требованиям к результатам квалификационного испытания; требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

2. Статусы экспертов ПК

2.1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
2.1.1. Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ЕГЭ в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
2.1.2. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
2.1.3. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК.

3. Полномочия председателя ПК

3.1. При подготовительных мероприятиях:
3.1.1. Председатель ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ осуществляет:
- организацию ежегодного обучения (обучающих семинаров) специалистов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций;
- представление в ГЭК предложений по составу ПК, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав ПК, создаваемых Рособрнадзором;
- организацию согласования подходов к оцениванию между экспертами, проводимого в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ;
- подбор экспертов для привлечения к работе в конфликтной комиссии Пензенской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пензенской области (далее - КК), из числа экспертов, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт;
- отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании.
3.1.2. Не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ председатель ПК по соответствующему учебному предмету согласует с руководителем РЦОИ расписание работы ПК во время проведения обработки экзаменационных материалов (далее - ЭМ) по данному учебному предмету.
3.1.3. Не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету председатель ПК передает руководителю РЦОИ расписание работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ; в этом же документе председатель ПК указывает для каждого эксперта ПК, является ли он членом федеральной предметной комиссии (далее - ФПК).
3.1.4. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков.
3.2. На этапе проверки бланков ответов № 2 председатель должен:
3.2.1. получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов;
3.2.2. получать необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
3.2.3. перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
3.2.4. распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
3.2.5. обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц - помимо экспертов и председателя ПК в аудитории могут находиться: руководитель РЦОИ, член ГЭК, должностные лица Рособрнадзора или Министерства образования Пензенской области, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку Порядка, общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
3.2.6. выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
3.2.7. обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе ПК. Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами;
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;
- выносить после завершения работы рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий, тексты заданий контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ);
3.2.8. в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;
3.2.9. контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
3.2.10. оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;
3.2.11. если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;
3.2.12. бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам;
3.2.13. по завершении работы ПК сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
3.2.14. по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:
- количество работ, проверенных каждым экспертом;
- количество работ, отправленных на третью проверку;
- информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.
3.3. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ (далее - апелляция по результатам):
3.3.1. Председатель ПК по соответствующему учебному предмету обязан:
- получить от ответственного секретаря КК апелляционный комплект участника ЕГЭ;
- получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
- назначить на рассмотрение апелляции экспертов, являющихся членами ФПК, ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;
- узнать у ответственного секретаря КК время рассмотрения апелляции;
- направить экспертов в КК на рассмотрение апелляции в указанное время;
- оперативно передавать в РЦОИ для Рособрнадзора, ФГБУ "Федеральный центр тестирования" (далее - ФЦТ) информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
3.3.2. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы.

4. Полномочия экспертов ПК

4.1. Эксперты должны:
4.1.1. на подготовительном этапе пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями установленного Порядка, методических материалов Федерального института педагогических измерений (далее - ФИПИ), а также нормативных и методических материалов Министерства образования Пензенской области;
4.1.2. заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК;
4.1.3. эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются.
4.2. Во время проверки развернутых ответов эксперты должны:
4.2.1. по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
4.2.2. получить рабочие комплекты для проверки;
4.2.3. соблюдать дисциплину во время работы;
4.2.4. Во время работы экспертам запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами;
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;
- по завершении работы выносить рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания развернутых ответов;
- если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или руководителю РЦОИ (его заместителю), которые решают их в рамках своей компетенции;
4.2.5. начать проверку развернутых ответов, следуя правилам:
- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и замазки для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
- внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
- если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
- если участник ЕГЭ приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
- если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
4.2.6. после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку.
4.3. При проверке пустых бланков ответов № 2 эксперты должны:
4.3.1. получить инструктаж от руководителя РЦОИ;
4.3.2. просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов № 2;
4.3.3. при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
4.3.4. при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено;
4.3.5. изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в ПК.
Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизированно посредством региональной информационной системы (далее - РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
4.4. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ:
4.4.1. получить от председателя ПК копии бланков ответов № 2, бланков-протоколов проверки работ экспертами, критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
4.4.2. рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
4.4.3. узнать у председателя ПК время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в КК;
4.4.4. в случае возникновения у апеллянта или у КК претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;
4.4.5. составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;
4.4.6. в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

5. Квалификационные требования для присвоения статусов
экспертам

5.1. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
5.2. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования.
5.2.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
5.3. Для присвоения статуса ведущий эксперт необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
5.4. Статусы ведущий эксперт и старший эксперт могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ. Для присвоения статуса ведущий эксперт опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников экзамена устанавливаются Министерством образования Пензенской области. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в субъекте РФ не создавалась региональная ПК по соответствующему учебному предмету).
5.5. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным Министерством образования Пензенской области для присвоения экспертам каждого из статусов. Показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в Приложении 1.
Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленным баллом разрабатывается Министерством образования Пензенской области. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.
Показатели согласованности и их значения по результатам анализа работы ПК при проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ в предшествующем году и статистики удовлетворенных апелляций устанавливаются Министерством образования Пензенской области.

6. Организация квалификационного испытания

6.1. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет Министерство образования Пензенской области.
6.2. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливается Министерством образования Пензенской области.
6.3. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
6.4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональный/федеральный реестр (региональную федеральную/информационную систему).
6.5. Квалификационное испытание проводится непосредственно в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ".

7. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК

7.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
7.2. Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
7.3. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.
7.4. Привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.
7.5. Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.
7.6. Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.

8. Методика оценивания развернутых ответов участников
единого государственного экзамена

8.1. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя независимыми экспертами.
8.2. Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным ФИПИ и предоставленным ФЦТ.
8.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка.
8.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
8.5. Третий эксперт назначается председателем ПК из числа экспертов ПК, являющихся членами ФПК, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
8.6. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "X". Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ.
8.7. Распределение работ между экспертами ПК, определение окончательных баллов за развернутые ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.
8.8. Результирующие баллы за развернутые ответы определяются автоматизированно, исходя из следующих положений:
- если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
8.9. Баллы третьего эксперта являются окончательными.

9. Порядок проведения проверки развернутых ответов
участников единого государственного экзамена

9.1. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2 установленной формы и заполненные в соответствии с методическими материалами по подготовке, проведению и обработке материалов ЕГЭ в региональных центрах обработки информации, направленными письмом Рособрнадзора от 14.05.2014 № 02-381.
9.2. Проверку развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
9.3. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
9.4. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.
9.5. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
- обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-протокол).
9.5.1. Бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;
- код региона.
9.5.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код региона.
9.6. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
9.7. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
9.8. Председатель ПК получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
9.9. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
9.10. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта, заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
9.11. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ, программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме без участия оператора проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника экзамена двумя разными экспертами.
9.11.1. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
9.11.2. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, являющийся членом ФПК по соответствующему учебному предмету.
9.11.3. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет в протоколе, заполнены символами "X".
9.12. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
9.13. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номер работ, вызвавших наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы будут использованы далее для проведения обучения экспертов ПК в следующем году.
9.14. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
9.15. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения бланков ответов № 2, полученные из другого субъекта РФ, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ.
9.16. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ЕГЭ все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
9.17. Организация видеонаблюдения в помещениях ПК обеспечивается Министерством образования Пензенской области.

10. Организация работы ПК при перепроверках результатов
участников единого государственного экзамена

10.1. По решению Министерства образования Пензенской области ПК проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет, проходивших ГИА на территории Пензенской области.
10.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, чьи работы отправлены на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
10.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;
- копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
- вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена.
10.4. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
10.5. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
10.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения.
10.7. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.





Приложение
к Положению
о предметной комиссии
Пензенской области
для проведения государственной
итоговой аттестации
по образовательным программам
среднего общего образования
на территории Пензенской области

Показатели
согласованности оценивания для присвоения статуса
экспертам

Показатели согласованности и их значения по результатам
квалификационных испытаний для присвоения каждого
из статусов экспертам

Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.
Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.
Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

Значения показателя для присвоения статуса экспертам

Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
10%
15%
25%

Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания

Значения показателя для присвоения статуса экспертам

Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
0
Старший эксперт
0


------------------------------------------------------------------