Решение Пензенского УФАС России от 02.12.2014 N 2-03/35-2014 <О признании незаконными действий управляющей организации, выразившихся в отказе от передачи новой управляющей организации технической документации на многоквартирный дом>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. № 2-03/35-2014

Резолютивная часть решения объявлена "18" ноября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено "2" декабря 2014 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- К.О. - руководителя управления, председателя Комиссии;
- П.Е. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- П.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- И.К. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
при участии:
со стороны ООО УО "Ж 20-1":
- И.Е. - представителя по доверенности от 16.06.2014 № 20/02 (на заседании Комиссии 17.10.2014);
со стороны ОАО "Ж-20" по ОЖФ:
- Р.В. - и.о. генерального директора (приказ от 13.10.2014 б/н);
со стороны Заявителя:
- Б.А.;
ООО УО "Ж 20-1" надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители на заседание Комиссии не явились.
рассмотрев дело № 2-03/35-2014 по признакам нарушения ООО УО "Ж 20-1" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", г. Пенза

установила:

В Пензенское УФАС России поступили заявления от председателя многоквартирного дома <...> и ОАО "Ж-20" по ОЖФ (ИНН <...>, ОГРН <...>, <...>) (далее - ОАО "Ж-20" по ОЖФ) в отношении недобросовестных действий ООО УО "Ж 20-1" (ИНН <...>, <...>, фактический адрес <...>) (далее - ООО "УО "Ж 20-1"), связанных с созданием препятствий в обслуживании дома и уклонением от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.
По результатам рассмотрения указанной информации в действиях ООО УО "Ж 20-1" установлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Приказом от 03.10.2014 № 215 Пензенским УФАС России возбуждено дело № 2-03/35-2014 по признакам нарушения ООО УО "Ж 20-1" части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившегося в недобросовестной конкуренции в результате уклонения от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.
Определением от 03.10.2014 дело № 2-03/35-2014 назначено к рассмотрению на 17.10.2014.
На заседании Комиссии Б.А. поддержала доводы, изложенные в заявлении, указав, что собственники многоквартирного дома <...> 05.06.2014 года приняли решение о смене способа управления и о заключении договора на содержание и обслуживание с ОАО "Ж 20" по ОЖФ. Несмотря на полученное уведомление о расторжении договора, ООО УО "Ж 20-1" не передает техническую документацию на указанный МКД. Кроме того, за июль 2014 жителям дома <...> поступают две квитанции об оплате услуг на содержание и ремонт (от ООО УО "Ж 20-1" и от ОАО "Ж 20" по ОЖФ).
Представитель ОАО "Ж-20" по ОЖФ указал, что в результате недобросовестных действий ООО УО "Ж 20-1" жители многоквартирного дома введены в заблуждение из-за поступающих двойных квитанций. Указанное также отражается на деятельности ОАО "Ж-20" по ОЖФ в результате недополучения денежных средств за оказываемые услуги от жителей указанного многоквартирного дома.
Представитель Ответчика пояснил, что в ООО УО "Ж 20-1" от председателя совета указанного дома поступило 2 протокола собрания собственников помещений. В одном протоколе голосование осуществлялось "квадратными метрами", а во втором протоколе "количеством проживающих". За подтверждением законности указанных протоколов ООО УО "Ж 20-1" обратилось в Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление Госжилстройтехинспекции). На момент заседания Комиссии ответ от Управления Госжилстройтехинспекции не поступал.
В связи с необходимостью получения дополнительных сведений рассмотрение дела № 2-03/35-2014 было отложено до 18.11.2014.
ООО УО "Ж 20-1" надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, представители на заседание Комиссии не явились.
Заявители поддержали ранее изложенную позицию, указав, что на сегодняшний момент документы на многоквартирный дом так и не переданы.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что ООО УО "Ж 20-1" и ОАО "Ж-20" по ОЖФ являются хозяйствующими субъектами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на рынке услуг по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), в рамках которых данные хозяйствующие субъекты выполняют работы по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов, взимая с собственников помещений плату за содержание и ремонт на территории г. Пензы.
Согласно Выпискам из единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО УО "Ж 20-1" и ОАО "Ж-20" по ОЖФ является управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1).
Аналогичный вид экономической деятельности на территории г. Пензы осуществляет ряд хозяйствующих субъектов, в том числе ООО "Управляющая компания "П+", ООО "Управляющая компания "Н", ООО "Управляющая компания "П" и другие.
Таким образом, ООО УО "Ж 20-1" и ОАО "Ж-20" по ОЖФ, осуществляя деятельность по управлению МКД (в том числе выполняя работы по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов), являются конкурентами.
Из представленных материалов следует, что ООО УО "Ж 20-1" на основании договора от 23.06.2010 б/н осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, на основании договора управления многоквартирным домом.
В рамках указанного договора ООО УО "Ж 20-1" проводило работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (пункт 3.1.1 договора от 24.06.2010 б/н).
05.06.2014 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования принято решение о выборе непосредственной формы управления домом, об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом с ООО УО "Ж 20-1" с 30.06.2014 и заключении договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с ОАО "Ж-20" по ОЖФ, что было отражено в протоколе № 8.
Председателем совета многоквартирного дома <...> Б.А. в ООО УО "Ж 20-1" было направлено Уведомление о расторжении договора управления, также содержащее требование о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с его управлением, по указанному адресу.
Уведомление о расторжении договора управления ООО УО "Ж 20-1" от собственников помещений многоквартирного дома получило 16.06.2014.
ООО УО "Ж 20-1" в письме от 21.06.2014 исх. № 184/1 отказало в удовлетворении требований, заявленных жителями многоквартирного дома № 6, указав, что считает протокол общего собрания собственников помещений от 05.06.2014 № 8 незаконным.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 05.06.2014 № 8 между председателем совета МКД Б.А. и ОАО "Ж-20" по ОЖФ заключен договор на содержание и обслуживание дома <...>.
Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений в ЖК РФ) в Жилищный Кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать непосредственное управление (в качестве способа управления МКД) собственниками помещений в многоквартирном доме, если количество квартир составляет не более чем шестнадцать (подпункт 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно данным, размещенным в открытом доступе на сайте penza-guk.ru в разделе раскрытия информации (Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УО "Ж 20-1") дом <...> состоит из 56 квартир, общая площадь 2744,4 кв. м.
Таким образом, в связи с внесенными изменениями собственники помещений дома <...> не могут осуществлять непосредственное управление и до 1 апреля 2015 года (в соответствии со статьей 7 Закона о внесении изменений в ЖК РФ) обязаны будут выбрать иной способ управления, то есть собственники указанного дома могут заключить договор управления с любой иной управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу части 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Раздел 7 договора управления с ООО УО "Ж 20-1" предусматривает следующий порядок расторжения договора, а именно:
п. 7.1. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
п. 7.2. Договор может быть расторгнут:
- в одностороннем порядке по решению Общего собрания Собственников помещений многоквартирного дома в случае несоблюдения Управляющей организацией своих обязанностей с обязательным уведомлением об этом не позже чем за 1 (один) месяц;
- в одностороннем порядке по инициативе Управляющей организации с обязательным уведомлением об этом не позже чем за 1 (один) месяц либо если многоквартирный дом в силу обстоятельств, за которые Управляющая организация не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования по назначению, без предварительного уведомления;
- по соглашению сторон;
- в случае ликвидации Управляющей организации, если не определен его правопреемник.
п. 7.3. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещений в таком доме.
Кроме того, действующим законодательством (часть 10 статьи 162 ЖК РФ) также предусмотрено, что управляющая организация обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Отказав председателю совета дома <...> в передаче технической документации (письмо от 21.06.2014), ООО УО "Ж 20-1" продолжало вести работу, связанную с управлением многоквартирным домом. Данная информация подтверждается представленными в материалах дела квитанциями за жилищные и коммунальные услуги, выставляемые собственникам помещений в многоквартирном доме, за июль 2014 г.
В своих пояснениях ООО УО "Ж 20-1", объясняя отказ в передаче технической документации на многоквартирный дом, ссылается на недействительность представленного председателем совета МКД протокола общего собрания собственников помещений.
В соответствии с ЖК РФ управляющая компания не наделена полномочиями по оценке законности проведения общего собрания собственников помещений и принятия мер по результатам его проведения, а также не наделена правом на обжалование решения общего собрания собственников помещений жилого дома (часть 6 статьи 46 ЖК РФ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что указанный протокол в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 46 ЖК РФ, оспорен не был. Доказательств, подтверждающих обратное, в антимонопольный орган не представлено.
Таким образом, у ООО УО "Ж 20-1" отсутствовали основания для отказа в передаче технической документации на многоквартирный дом <...>.
В пункте 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, (далее - Правила № 491) указано, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыш, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 26 Правил № 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящихся к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Наличие указанных документов в полном объеме необходимо в целях эффективного выполнения договорных обязательств по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома.
ООО УО "Ж 20-1", в свою очередь, не исполняя нормы действующего законодательства и условия, предусмотренные договором управления, в части передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с его управлением, нарушает тем самым законодательство Российской Федерации, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Действия ООО УО "Ж 20-1", выразившиеся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом, направлены на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, путем сохранения числа многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества, и создания препятствий в осуществлении деятельности конкурента.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).
ООО УО "Ж 20-1", несмотря на прекращение действия договора управления МКД <...>, продолжило выставлять квитанции собственникам указанного дома, содержащие плату за содержание и ремонт.
Действия ООО УО "Ж 20-1" могут причинить убытки хозяйствующему субъекту конкуренту, в связи с тем, что ОАО "Ж-20" по ОЖФ лишилось возможности эффективно оказывать свои услуги и получать от этого доход.
Кроме того, ООО УО "Ж 20-1" указанными действиями может воспрепятствовать деятельности (и, как следствие, причинить убытки) иным управляющим организациям, которые могут быть выбраны собственниками указанного дома в качестве управляющей организации.
В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, признаются недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция не допускается.
Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ООО УО "Ж 20-1" всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая вышеизложенное, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО УО "Ж 20-1", направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способные причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту, как уклонение от передачи ОАО "Ж-20" по ОЖФ технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, как недобросовестную конкуренцию и нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать действия ООО "Управляющая организация "Ж 20-1": (ИНН <...>, <...>, фактический адрес <...>), выразившиеся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, недобросовестной конкуренцией и нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Управляющая организация "Ж 20-1" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о передаче технической документации на многоквартирный дом <...> собственникам МКД.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии
К.О.

Члены Комиссии
П.Е.
П.В.
И.К.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 2 декабря 2014 г. № 2-03/35-2014

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- К.О. - руководителя управления, председателя Комиссии;
- П.Е. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- П.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии;
- И.К. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 2 декабря 2014 года по делу № 2-03/35-2014 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Ж 20-1" (ИНН <...>, <...>, фактический адрес <...>) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции),

предписывает:

1. Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Ж 20-1" (ИНН <...>, <...>, фактический адрес <...>) в срок до 25 декабря 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, для чего передать техническую документацию на многоквартирный дом <...> собственникам МКД.
2. О выполнении настоящего предписания Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Ж 20-1" письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
К.О.

Члены Комиссии
П.Е.
П.В.
И.К.


------------------------------------------------------------------