Решение Пензенского УФАС России от 05.05.2014 N 2-03/08-2014 <О признании действий хозяйствующего общества, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании платы за жилищно-коммунальные услуги, злоупотреблением доминирующим положением на рынке коммунальных услуг>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2014 г. № 2-03/08-2014

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 5 мая 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О.Н. - руководителя управления, председателя Комиссии,
2. Д.Е.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3. П.В.И. - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
4. Д.Д.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
при участии
заявителей: гражданки К.Е.Г., О.Р.А.
со стороны:
- ООО УП:
К.О.В. - представитель по доверенности от 20.01.2014 г. б/н;
С.А.С. на заседание Комиссии не явился. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения.
рассмотрев дело № 2-03/08-2014 по признакам нарушения ООО УП (ИНН <...>, ОГРН <...>, <...>) (далее - ООО УП) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России обратились жители (от 18.12.2013 вх. № <...>) <...> г. Пенза на действия управляющей организации ООО УП по вопросу обоснованности расчета платы за услугу по вывозу ТБО (твердые бытовые отходы).
31.03.2014 года в Пензенское УФАС России поступило заявление от жителей дома № <...> по ул. <...>, направленное из Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, по вопросу взимания комиссионного сбора в размере 3%.
Приказом Пензенского УФАС России от 18.03.2014 г. № 49 ООО УП включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Реестр) с долей более 50% на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами (код ОКВЭД 70.32.1), с географическими границами в пределах обслуживаемой управляющей организацией территории (месторасположения домов) в г. Пенза.
ООО УП занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, с географическими границами в пределах обслуживаемой управляющей организацией территории (месторасположения домов) в г. Пенза.
Из представленных ООО УП документов Пензенским УФАС России установлено, что ООО УП, являющееся управляющей организацией в доме № <...> по ул. <...>, в счетах-квитанциях на оплату жильцам вышеуказанного дома помимо платы "за тех. содержание и обслуживание" и платы за коммунальные услуги ("Отопление", "ГВС", "ХВС", "Водоотведение") выставляет плату за "Лифт", "Очистку", "Обслуживание ИТП", "Квитанция", "Комиссионный сбор".
Приказом Пензенского УФАС России от 18.03.2014 г. № 50 в отношении ООО УП возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 19.03.2014 г. дело № 2-03/08-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 17.04.2014 г.
На заседании Комиссии Заявители поддержали требования, изложенные в заявлении, пояснив, что договор на управление многоквартирным домом № <...> по ул. <...> между ООО УП и жителями данного дома заключался не на общем собрании. Жильцов дома вызывали персонально в управляющую компанию и просили в срочном порядке подписать договор на управление для того, чтобы обеспечить дом коммунальными ресурсами. Вышеуказанный договор на момент его подписания не содержал никаких приложений и расшифровки, что именно будет содержать тариф на содержание и обслуживание дома.
Представитель Ответчика по делу не согласился с тем, что в действиях ООО УП содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства. Пояснила, что, когда заключался договор на управление многоквартирным домом, был утвержден тариф на содержание и обслуживание в размере 7 руб. с кв. м, что является в данный момент минимальным по г. Пенза. Кроме того, тариф на содержание и обслуживание вышеуказанного дома с момента его утверждения в 2011 году не увеличивался. Жителям предлагалось увеличить тариф, включив в него указанные услуги, но никто из жильцов не выступил инициатором. Поэтому у управляющей организации не было возможности изменить тариф на содержание и ремонт многоквартирного дома.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
На основании протокола заочного собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.06.2011 г. № <...> между жителями дома № <...> по улице <...> и ООО УП заключен договор от 05.07.2011 г. № <...> на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома. В соответствии с указанным договором ООО УП принимает на себя обязательство по управлению многоквартирным домом, в том числе выбор обслуживающих, ресурсоснабжающих организаций, заключение с ними договоров от имени и за счет собственников.
Согласно вышеуказанному протоколу заочным собранием собственников был установлен размер платы на управление, содержание и текущий ремонт многоквартирного дома управляющей компаний ООО УП в размере 7 руб. 00 коп.
На основании указанного договора и в соответствии с пунктами 9 и 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, между ООО УП и ООО УБ заключен договор от 21.07.2011 № <...> на вывоз и размещение ТБО.
В течение 2012 года между ООО УП и ООО УБ договор на вывоз и размещение ТБО был перезаключен (от 25.01.2012 № <...>, от 09.04.2012 № <...>, от 30.05.2012 № <...>, от 27.06.2012 № <...>, от 11.07.2012 № <...>) в связи с изменением объемов вывозимых ТБО.
В настоящий момент вывоз и размещение ТБО для нужд многоквартирного дома № <...> по ул. <...> осуществляется на основании договора между ООО УП и ООО УБ от 11.07.2012 № <...>.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного Кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 28 Правил № 491 Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности.
На основании части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из вышеизложенного следует, что плата за услугу по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, размер которой определяется в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ.
Однако в представленных счетах-квитанциях, выставляемых на оплату жителям многоквартирного дома № <...> по ул. <...> (далее - квитанции), плата за вывоз ТБО (графа "Очистка") отражена отдельной графой.
Из письменных пояснений ООО УП от 22.10.2013 вх. № <...> установлено, что начисление платы за вывоз ТБО собственникам помещений в доме № <...> по ул. <...> производится с ноября 2012 года.
Также в Квитанциях плата за техническое содержание лифта (графа "Лифт"), обслуживание индивидуального теплового пункта (графа "Обслуживание ИТП") отражена отдельными графами.
Согласно Приложению № <...> к договору управления вышеуказанного многоквартирного дома в состав общего имущества многоквартирного дома включен лифт и тепловой пункт.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за "лифт" и "обслуживание ИТП" должна содержаться в плате за содержание и ремонт общего имущества.
При этом, согласно договору от 05.06.2011 г. № <...> на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, услуги по содержанию, ремонту имущества и управление общим имуществом многоквартирного дома включены в тариф на услугу по управлению многоквартирным домом.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что ООО УП в Квитанциях ежемесячно взимает с жителей вышеуказанного многоквартирного дома комиссионный сбор в размере 3% от общей стоимости выставляемой платы за жилищно-коммунальные услуги и стоимость квитанции в размере 4 рублей.
В письменных пояснениях от 05.03.2014 вх. № <...> ООО УП указало, что основанием для взимания комиссионного сбора является агентский договор с ООО УН (от 01.10.2009 № <...>). В соответствии с указанным договором ООО УН за вознаграждение оказывает услуги, в том числе и по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, изготовление счетов-квитанций, ведение учета расчетов с жителями. Оплата вознаграждения за оказание услуг ООО УН осуществляется из графы в счетах-квитанциях жителями вышеуказанного многоквартирного дома.
При этом, согласно договору от 05.06.2011 г. № <...> услуги по начислению и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги, взыскание задолженности, работа с должниками, проведение текущей сверки расчетов включены в тариф на услугу по управлению многоквартирным домом.
Из указанного следует, что ООО УП, осуществляющее управление многоквартирным домом № <...> по ул. <...>, в счетах-квитанциях, предъявляемых на оплату жителям вышеуказанного многоквартирного, самостоятельно установило плату на услуги за "Лифт", "Очистку", "Обслуживание ИТП", "Квитанция", "Комиссионный сбор", которая должна быть включена в тариф на содержание и ремонт жилого помещения (графа "тех. содержание и ремонт"), утверждаемый в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ на общем собрании собственников многоквартирного дома, тем самым нарушило установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.
Указанные действия ООО УП привели к тому, что собственники квартир были лишены возможности реализации своих законных прав по определению и утверждению экономически обоснованной платы за содержание и ремонт жилого помещения ("тех. содержание и ремонт"), включающей расходы по обслуживанию общего имущества (обслуживание лифта и ИТП, вывоз ТБО) и расходы по начислению и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги (комиссионный сбор и изготовление квитанций), что повлекло ущемление интересов жителей дома № <...> по ул. <...>.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО УП, выразившиеся в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании платы за жилищно-коммунальные услуги с жителей многоквартирного дома № <...> по ул. <...>, как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать действия ООО УП (ИНН <...>, ОГРН <...>, <...>), выразившиеся в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании платы за жилищно-коммунальные услуги с жителей многоквартирного дома № <...> по ул. <...>, которое повлекло ущемление интересов жителей указанного дома, злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО УП предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии
К.О.Н.

Члены Комиссии:
Д.Е.Н.
П.В.И.
Д.Д.В.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 5 мая 2014 г. по делу № 2-03/08-2014

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:
К.О.Н. - руководителя управления, председателя Комиссии,
Д.Е.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
П.В.И. - главного специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
Д.Д.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 5 мая 2014 года по делу № 2-03/08-2014 о нарушении ООО УП (ИНН <...>, ОГРН <...>, <...>) (далее - ООО УП) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции)

предписывает:

1. ООО УП (ИНН <...>, ОГРН <...>, <...>) в срок до 27 июня 2014 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования при установлении и взимании платы за жилищно-коммунальные услуги с жителей многоквартирного дома № <...> по ул. <...>, которое повлекло ущемление интересов жителей указанного дома, для чего,
- произвести расчет экономически обоснованного тарифа на техническое содержание и ремонт многоквартирного дома № <...> по ул. <...> в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;
- принять меры для утверждения указанного тарифа в соответствии с действующим законодательством.
2. О выполнении настоящего предписания ООО УП письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 03.07.2014 г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
К.О.Н.

Члены Комиссии
Д.Е.Н.
П.В.И.
Д.Д.В.


------------------------------------------------------------------