Постановление Администрации г. Каменки Каменского района от 18.04.2014 N 154 "Об организации срочного захоронения трупов в военное время и при чрезвычайных ситуациях на территории города Каменки Каменского района Пензенской области"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. № 154

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СРОЧНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПОВ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
И ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КАМЕНКИ
КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", руководствуясь Уставом города Каменки Каменского района Пензенской области, с целью заблаговременной подготовки, организации, проведения и всестороннего обеспечения работ по поиску, извлечению, опознанию и захоронению тел (останков) погибших в случае возникновения военных действий (или вследствие этих действий), а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повлекших массовое поражение населения с летальным исходом, Администрация города Каменки Каменского района Пензенской области постановляет:
1. Утвердить Порядок организации срочного захоронения трупов людей, утилизации трупов животных в условиях военного времени, крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, авариях, катастрофах на территории города Каменки Каменского района Пензенской области (Приложение № 1).
2. Утвердить состав комиссии по срочному захоронению трупов людей и животных в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях на территории города Каменки Каменского района Пензенской области (Приложение № 2).
3. Муниципальному казенному учреждению "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" города Каменки Каменского района Пензенской области оказать методическую помощь организациям по подготовке и выполнению задач гражданской обороны, связанных со срочным захоронением трупов в военное время, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, крупномасштабных аварий, катастроф, повлекших массовое поражение населения с летальным исходом.
4. Рекомендовать:
4.1. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Каменская межрайонная больница":
- патологоанатомическому отделению создать пункты приема, опознания, обеззараживания и отправки трупов людей.
4.2. Отделу министерства внутренних дел по Каменскому району Пензенской области организовать работу по опознанию и регистрации умерших (погибших) в военное время и чрезвычайных ситуациях, а также контролировать соблюдение общественного порядка в местах сбора трупов людей, их захоронений и регулирование движения автотранспорта на маршрутах следования к местам захоронений.
4.3. Государственному бюджетному учреждению Пензенской области "Каменская районная станция по борьбе с болезнями животных" организовать контроль по выполнению установленных правил захоронения трупов животных, а также совместно с руководителями сельскохозяйственных производственных кооперативов и крестьянско-фермерских хозяйств, расположенных на территории города Каменки Каменского района Пензенской области (далее - город Каменка), создавать похоронные команды для захоронения трупов животных при массовом падеже сельскохозяйственного скота.
4.4. Территориальному отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Каменском районе организовать контроль за выполнением мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм при срочных захоронениях трупов людей и животных.
5. Финансирование мероприятий по организации срочного захоронения трупов людей и животных в военное время и чрезвычайных ситуациях осуществлять из резервного фонда бюджета Администрации города Каменки по статье расходов "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
6. Организационно-правовому отделу Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене органа местного самоуправления "Информационный вестник города Каменки Каменского района Пензенской области".
7. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его подписания.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации города Каменки Каменского района Пензенской области.

Глава администрации
М.Ю.СЕМЕНОВ





Приложение № 1
к постановлению
Администрации города Каменки
Каменского района
Пензенской области
от 18 апреля 2014 г. № 154

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ СРОЧНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ ТРУПОВ ЛЮДЕЙ, УТИЛИЗАЦИИ
ТРУПОВ ЖИВОТНЫХ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ,
КРУПНОМАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, АВАРИЙ,
КАТАСТРОФ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КАМЕНКИ
КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок организации срочного захоронения трупов людей, утилизации трупов животных в условиях военного времени, крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф на территории города Каменки Каменского района Пензенской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", методическими рекомендациями МЧС России по организации мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время 2009 года и определяет основные принципы планирования, подготовки, проведения и обеспечения срочного захоронения трупов людей и животных, погибших в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в городе Каменке Каменского района Пензенской области.
1.2. Порядок устанавливает, что основные положения, такие как: патологоанатомическое освидетельствование, идентификация тел погибших, государственная регистрация смерти, выполнение санитарно-гигиенических норм, доставка трупов к местам захоронений, погребение, исполнение обрядов, оперативность, гуманность - остаются незыблемыми. Другие гарантии прав граждан на получение полного перечня услуг будут ограничены, в силу жестких временных рамок.
1.3. Основные понятия:
Погребение (захоронение) - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти (гибели) осуществляется в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным, экологическим и иным требованиям. Погребение осуществляется путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу (братскую могилу).
Места погребения (захоронения) - отведенные в соответствии с этическими, противоэпидемическими, санитарными, экологическими нормами и требованиями, участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) погибших. Места погребения (захоронения) подразделяются в зависимости от принадлежности на государственные и муниципальные, по обычаям - на общественные, вероисповедальные и воинские.
1.4. При организации и проведении работ по погребению (захоронению) тел (останков) погибших, необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", постановлений Правительства Российской Федерации от 20.08.1997 № 1052 "О мерах по обеспечению работ по эксгумации и идентификации тел погибших в период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики", от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", иных нормативных и правовых актов Правительства Российской Федерации.
1.5. Погребение (захоронение) тел (останков) погибших является частью мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому обеспечению населения и осуществляется с целью предотвращения вспышек инфекционных заболеваний и создания благоприятных условий для проживания.

2. Выбор и подготовка мест для проведения массовых
захоронений, нормативно-гигиенические требования
по их устройству и содержанию

2.1. Мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время и в период крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, аварий, организуются в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Законом Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.04.2003 г. № 35 "Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03".
2.2. Участок для проведения массовых захоронений должен удовлетворять следующим требованиям:
- иметь уклон в сторону, противоположную от населенного пункта, открытых водоемов, мест, из которых население использует грунтовые воды для хозяйственно-питьевых целей;
- не затопляться паводковыми водами во время сезонных розливов водоемов, расположенных на территории города Каменка Каменского района Пензенской области;
- иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод;
- иметь сухую пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы примерно 6 - 18%.
2.3. При определении размера участка под захоронение следует исходить из установленного строительными нормами и правилами норматива (глава П-60-75) - 0,01 га на 1000 человек, расстояние до населенных пунктов и жилых кварталов должно быть не менее 300 м.
Такое устройство ограничивает проникновение атмосферных вод в могилу. Разложение зависит от качества почвы, наличия влаги и воздуха в могиле. Полное разложение наступает примерно через 10 лет. Патогенные вегетативные формы микроорганизмов гибнут в течение первого года. Использование могил для повторного захоронения допускается не ранее чем через 15 - 20 лет, когда заканчивается полная минерализация органических веществ трупа.
2.4. Территория захоронения впоследствии должна быть огорожена по периметру.
2.5. Перед въездом к месту захоронения должна быть предусмотрена площадка для подвоза и разгрузки трупов. У мест захоронения предусматриваются площадки для отдачи воинских почестей и других ритуальных обрядов.
2.6. Создаваемые массовые погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению Администрации города Каменки Каменского района Пензенской, в случае угрозы затопления либо других стихийных бедствий.
2.7. Памятники, мемориальные сооружения и декоративную скульптуру на братских могилах рекомендуется устанавливать на участках вне мест размещения захоронений, для чего следует резервировать места для таких архитектурных объектов.

3. Порядок транспортировки, доставки тел погибших (умерших)
к местам погребений и нормативно-гигиенические требования

3.1. Транспортировка и доставка погибших (умерших) к местам погребения осуществляется в кратчайшие сроки с подготовленных площадок от моргов и хранилищ трупов, с оформленными документами на погребение.
3.2. На месте гибели врачом и сотрудником правоохранительных органов устанавливается причина смерти погибшего.
3.3. В морге врачом-патологоанатомом по результатам вскрытия оформляется врачебное свидетельство о смерти.
3.4. Территориальным отделом ЗАГС города Каменки и Каменского района на основании врачебного свидетельства о смерти выдается государственное (гербовое) свидетельство о смерти, которое является основанием для выдачи тела родственникам или сопровождающим труп к месту погребения. Транспортировка и доставка погибших (умерших) к местам погребения осуществляется в кратчайшие сроки от морга с оформленными документами на погребение.
3.5. Перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. При необходимости допускается использование автотранспорта организаций, предприятий и учреждений, не перевозящего пищевое сырье и продукты питания. Отличительные знаки на транспортные средства, привлекаемые для перевозки трупов, выдаются отделом военного комиссариата Пензенской области по городу Каменке и Каменскому району.
3.6. По окончании перевозки и захоронения погибших (умерших) транспорт должен в обязательном порядке пройти дезинфекцию дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке. Проведение обработки транспортных средств организуется на станциях обработки техники, развертываемых на базе автомоечных станций города Каменка немедленно по окончании работ.
3.7 Проведение санитарной обработки личного состава и обеззараживание одежды осуществляется на санитарно-обмывочных пунктах и станциях обеззараживания одежды, развертываемых на базе учреждений банно-прачечного обслуживания города Каменка.
3.8. После дезинфекции проводится санитарно-эпидемиологический и дозиметрический контроль автотранспорта. Санитарно-эпидемиологический надзор за захоронением трупов и обработкой автотранспорта, занятого на перевозке трупов, возложен на территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, осуществляющий экологический мониторинг территорий и объектов природной (окружающей) среды. Сроки начала и окончания работ, учет времени выполнения работ в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда, а также учет времени работы в обычных условиях осуществляется начальником команды по срочному захоронению трупов.
3.9. Члены групп обеспечиваются специальными комбинезонами или рабочей одеждой, перчатками и фартуками из плотной ткани, а при работе на зараженной территории - средствами индивидуальной защиты.
3.10. Санитарно-опасный материал (перевязочный, подстилочный, обрывки одежды и пр.) уничтожаются сжиганием, а отбросы собираются и закапываются в ямы.

4. Порядок проведения массовых захоронений
в братских могилах

4.1. Погребение погибших (умерших) на отведенных участках, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение под массовые захоронения, осуществляется в гробах и без гробов (в патологоанатомических пакетах).
4.2. Размер братской могилы определяется из расчета 1,2 кв. м площади на одного умершего.
4.3. В одну братскую могилу можно захоронить до 100 трупов. Постановлением Администрации города Каменка Каменского района Пензенской области эта цифра может быть увеличена.
4.4. Количество гробов, глубина и количество уровней захоронения устанавливается в зависимости от местных климатических условий и высоты стояния грунтовых вод. При захоронении трупов без гробов количество уровней может быть увеличено по решению Администрации города Каменка Каменского района Пензенской области.
4.5. Расстояние между гробами по горизонтали должно быть не менее 0,5 м и заполняется слоем земли с укладкой по верху хвороста и еловых веток.
4.6. При размещении гробов в несколько уровней расстояние между ними по вертикали должно быть не менее 0,5 м. Гробы верхнего ряда размещаются над промежутками между гробами нижнего ряда.
4.7. Глубина при захоронении в два уровня должна быть не менее 2,5 м.
4.8. Дно могилы должно быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 0,5 м.
4.9. Толщина земли от верхнего ряда гробов до поверхности должна быть не менее 1 м.
4.10. Надмогильный холм устраивается высотой не менее 0,5 м.
4.11. Для ускорения минерализации трупов на дне братских могил устраиваются канавки и поглощающий колодец, а также закладывается вентиляционный канал от дна до верха могилы.
4.12. Захоронение погибших (умерших), имеющих высокий радиационный фон, допускается на специально отведенных участках кладбища, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности, глубина могилы должна быть достаточно большой, чтобы не допускать повышения уровня радиации.
4.13. При погребении больных, умерших вследствие тяжелых инфекционных заболеваний, обязательна их дезинфекция. Для этого труп завертывается в ткань, пропитанную 5%-м раствором лизола или 10%-м раствором хлорной извести, засыпаемой на дно могилы слоем в 2 - 3 см.
4.14. Извлечение останков погибшего (умершего) из братской могилы возможно в случаях перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
4.15. Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее одного года.

5. Опознание погибших в военных конфликтах
и чрезвычайных ситуациях и их классификация

5.1. Процесс опознания погибших в военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях происходит непрерывно, параллельно с исследованием поступающих на пункты приема обработки и отправки погибших (далее ППООП) и накоплением банка данных.
5.2. Доставка погибших на ППООП осуществляется транспортом общего назначения или санитарным транспортом в сопровождении работников правоохранительных органов.
5.3. Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству установление личности граждан по неизвестным трупам является следственным действием, содействие в проведении которого оказывает судебно-медицинская служба.
5.4. На судебных медиков возлагаются все полномочия как специалистов, владеющих необходимыми знаниями, так и руководителей, организаторов и исполнителей работы по сбору идентификационной информации и предъявлению трупов для опознания.
5.5. Все доставленные на ППООП трупы неопознанных лиц в ходе судебно-медицинской сортировки распределяются дежурными экспертами морга (холодильной камеры) на три группы:
"Пригодные" для опознания по внешним признакам (сохранены лица, уши, туловище, конечности, имеются особые приметы), условное обозначение "П".
"Условно пригодные" для опознания по внешним признакам (отсутствуют голова, деформировано или обезображено лицо, но на оставшихся частях тела имеются ориентиры для опознания - татуировки, родимые пятна, рубцы и др.) - "УП".
"Непригодные для опознания" по внешним признакам (тела сильно разрушены, большие гнилостные изменения, воздействия взрыва и т.д.) - "НП".
При сортировке носилки с телами, подлежащими опознанию, маркируются специальными бирками: "П" - белого цвета, "УП" - желтого цвета, "НП" - красного цвета.
5.6. Подготовка трупов к опознанию проводится в отделении экспертизы трупов и идентификации.
Работа судебно-медицинских экспертов в местах катастроф и аварий осуществляется, как правило, поэтапно (сортировка, исследование трупов для установления причин смерти, исследование механизма давности образования повреждений, обнаружение идентификационных признаков, необходимых для опознания).
5.7. Постоянная готовность судебно-медицинских формирований к работе достигается заблаговременной отработкой в повседневных условиях всего комплекса мероприятий, план которых должен предусматривать использование всех имеющихся и требуемых в различной обстановке ресурсов.
Четкая организация и эффективность в работе подразделений судебно-медицинской экспертизы в очагах массового поражения людей достигается путем соблюдения принципа последовательности технологического процесса на этапах приема трупов, производства их исследований, идентификации личности и выдачи для захоронения.
5.8. Коммунально-техническая спасательная служба города Каменки планирует в полном объеме мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время, с привлечением сил и средств подразделений ритуальных услуг города (по необходимости), во взаимодействии с медицинской, инженерной, охраны общественного порядка и автотранспортной спасательной службами.

6. Организация обеспечения похорон трупов людей и животных

6.1. Для четкой организации обеспечения мероприятий по организации похорон погибших (умерших) и осуществления взаимодействия органов местного самоуправления всех уровней создается комиссия по организации срочного захоронения трупов людей и животных в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях на территории города Каменки (далее Комиссия). Комиссия создается решением Главы администрации города Каменки и утверждается постановлением Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области.
6.2. В состав Комиссии включают представителей администрации города, руководителей специализированных подразделений, как правило, являющихся начальниками соответствующих спасательных служб города Каменки (коммунально-технической, медицинской, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения, транспортной, инженерной, и др.); руководители специальных служб и отделов города, участвующие в мероприятиях по захоронению трупов людей и животных (Главный государственный санитарный врач по Каменскому району, Главный ветеринарный врач станции по борьбе с болезнями животных; начальники и руководители отделов и отделений: ЗАГС, УФМС, военного комиссариата, Управления по делам ГОЧС и др.).
6.3. Комиссия предназначена для организации и выполнения комплекса мероприятий по:
- заблаговременному определению мест возможных захоронений;
- созданию, подготовке и поддержанию в готовности сил и средств спасательных служб города для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов;
- организации и проведению мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил; организации санитарно-эпидемиологического надзора на территории города Каменки.
6.4. Комиссия на подведомственной территории:
- определяет организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
- ведет реестр специализированных ритуальных организаций, создающих формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время и при чрезвычайных ситуациях, и осуществляет учет формирований;
- организует подготовку формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время и при чрезвычайных ситуациях;
- осуществляет общее руководство деятельностью формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время и при чрезвычайных ситуациях.
6.5. Координацию деятельности Комиссии осуществляет муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" города Каменки Каменского района Пензенской области.
Решение о ликвидации Комиссии по срочному захоронению трупов людей и животных в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях принимают создавшие их органы местного самоуправления, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами МЧС России.
6.6. Особенности захоронения трупов людей и животных.
Биологическими отходами являются:
- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, убойных площадках мясо- и рыбоперерабатывающих организаций, рынках, организациях торговли и других объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
6.7. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца и коммунально-техническую спасательную службу города Каменки.
6.8. Биоотходы утилизируют путем обеззараживания в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях производят захоронение в специально отведенных местах.
Места, отведенные для захоронения биоотходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.
Все биоотходы перерабатывают на мясокостную муку, кроме биоотходов, зараженных или контаминированных возбудителями сибирской язвы, бешенства, чумой КРС, африканской чумой свиней, чумой птиц и т.д., которых сжигают на специально отведенных местах. В исключительных случаях при массовой гибели животных от стихийных бедствий и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускаются захоронения трупов в землю по решению главного ветеринарного врача Каменской районной станции по борьбе с болезнями животных. Дальнейших захоронений в данном месте не проводят.
6.9. Запрещается сброс биоотходов в водоемы, рвы, болота. Категорически запрещается сброс биоотходов в мусорные контейнеры и вывоз их на свалки или полигоны для захоронения. Учитывая, что в Каменском районе в каждом сельском поселении имеются сельскохозяйственные производственные кооперативы (далее - СПК), рекомендуется предусмотреть утилизацию трупов животных на территориях сельских поселений или СПК.

7. Санитарный надзор за срочным захоронением трупов

7.1. Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения в условиях применения противником современных средств поражения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения, предупреждение воздействия на организм людей вредного воздействия поражающих факторов примененного оружия, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактику возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
7.2. Санитарно-эпидемиологический надзор за захоронением трупов возложен на территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в Каменском, Пачелмском, Белинском, Башмаковском районах, филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии Пензенской области в Каменском, Пачелмском, Белинском, Башмаковском районах" и другие учреждения, входящие в состав сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) гражданской обороны Пензенской области, осуществляющие экологический мониторинг территорий и объектов природной (окружающей) среды.
7.3. Важной задачей является санитарный надзор за очисткой очагов поражения и срочным захоронением трупов. Доставка погибших к местам захоронения производится специальными командами, в распоряжение которых выделяется транспорт, инструменты, инженерная техника, рабочая одежда подменного фонда и дезинфекционные средства. Санитарный надзор за срочным захоронением трупов включает:
- контроль представителями медицинской службы за соблюдением санитарно-гигиенических требований при выборе мест для братских могил и выполнением правил захоронения;
- контроль за проведением дезинфекционных мероприятий при захоронении трупов, а также проверку полноты сжигания и правильности закапывания опасных для здоровья населения материалов;
- контроль за обеспеченностью специальной одеждой личного состава, осуществляющего санитарную очистку очагов поражения и захоронение трупов, и за организацией его помывки по окончании работы;
- контроль за дезинфекцией обмундирования, инструментария и транспорта после захоронения трупов;
- контроль за правильностью захоронения инфекционных больных, трупов с высоким радиационным уровнем и за последующей санитарной обработкой лиц, участвующих в захоронениях.
7.4. Целью санитарного обеспечения очистки полей сражений является предупреждение заболеваний на территориях, загрязненных отбросами, нечистотами, трупами людей и животных.

8. Порядок регистрация обнаруженных в ходе поиска трупов,
их фотографирования и учет массовых погребений

8.1. Регистрация и учет массовых захоронений производится на общих основаниях в книге захоронений кладбищ, на которых определены номера участков для погребения в братских могилах.
8.2. Администрацией кладбища, на котором производится захоронение, либо ритуальной службой составляется акт в 3-х экземплярах, в котором указывается:
- дата захоронения;
- регистрационный номер захоронения;
- номер участка захоронения;
- количество захороненных;
- номер свидетельства о смерти и дата его выдачи и орган, его выдавший, на каждого захороненного;
- номер танатологического отделения, в котором находился труп;
- регистрационный номер трупа;
- фамилия, имя, отчество трупа;
- адрес его обнаружения;
- адрес его места жительства;
- дата его рождения;
- пол.
Первый экземпляр акта остается на кладбище.
Второй экземпляр акта поступает в архив.
Третий экземпляр акта передается в ГБУЗ "Каменская межрайонная больница".
8.3. При захоронении неопознанных тел погибших (умерших) их учет производится в порядке, предусмотренном п. 8.2 настоящего Порядка, за исключением указания в акте фамилии, имени, отчества погибшего (умершего), адрес его места жительства, дата его рождения.
8.4. Осмотр трупов и их регистрация производятся следователем ОМВД по Каменскому району Пензенской области с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача ГБУЗ "Каменская межрайонная больница". При необходимости могут привлекаться другие специалисты.
8.5. При проведении следственных мероприятий неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается.

9. Организационная структура формирований
для захоронения трупов в военное время

9.1. Для организации срочного захоронения трупов в военное время на территории города Каменки создается спасательная команда по срочному захоронению тел (останков) погибших, общей численностью 16 человек и 5 единиц техники на базе МУП "Каменское ЖКХ".
В штат формирования для захоронения трупов кроме личного состава, участвующего непосредственно в работах по выкапыванию братских могил, проведения поиска, сбора, опознания и транспортировки трупов к местам погребения необходимо включать, на период выполнения работ, управленческое звено - начальника спасательной службы коммунально-технического обеспечения.
9.2. В соответствии с требованиями по производству работ, связанных со срочным захоронением трупов, в состав команды входят:
- медицинские работники для проведения мероприятий по недопущению распространения инфекционных болезней (либо эти работы проводят под непосредственным наблюдением специально приписанных медицинских работников);
- специалисты, обученные применению приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля для проведения радиационного, химического, биологического контроля, как тел погибших, так и личного состава формирований.
9.3. Для обеспечения перевозки личного состава формирования, доставки специальных средств и оборудования в состав формирования включаются транспортные средства - грузовые автомобили.
9.4. Работы целесообразно проводить круглосуточно, для обеспечения их проведения в темное время суток необходима осветительная электростанция.
9.5. Личный состав формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, комплектуется преимущественно за счет работников и технических средств, подведомственных Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области или по договору с организациями, предназначенными для организации захоронения.
9.6. С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях формирования, предназначенные для захоронения трупов в военное время, доукомплектовываются трудоспособными гражданами, являющимися невоеннообязанными.
9.7. Зачисление трудоспособных граждан в состав формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время, производится распоряжением Администрации города Каменка Каменского района Пензенской области по согласованию с руководителями организаций, на базе которых данные формирования созданы.

10. Создание запасов средств для проведения срочного
захоронения трупов в военное время

10.1. Создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов и средств обеззараживания проводятся органами местного самоуправления на соответствующих территориях в составе запасов нужд гражданской обороны исходя из прогнозируемых объемов работ по срочному захоронению трупов.
10.2. Подлежат накоплению:
- средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания для персонала формирований, предназначенных для захоронения трупов в военное время;
- запасы материалов (материалов, необходимых для погребения трупов);
- мешки патологоанатомические;
- дезинфицирующие средства (хлорная известь);
- горюче-смазочные материалы (для транспортного обеспечения).
10.3. В мирное время создаются запасы гробов (материалов для изготовления гробов) и патологоанатомических мешков из расчета 30% от прогнозируемых безвозвратных потерь, запасы дезинфицирующих средств, применяемых для массовых захоронений, из расчета 40% от прогнозируемых потерь (10% средств может быть использовано для проведения противоэпидемических мероприятий в местах первоначального нахождения погибших). Для восполнения текущих потребностей в ходе непосредственного осуществления мероприятий по захоронению трупов в военное время заблаговременно (мирное время) должны быть заключены договоры на поставку необходимых для осуществления срочного захоронения трупов в объеме, соответствующем прогнозируемым потерям.
10.4. Оснащение формирований техникой и имуществом осуществляется организацией, на базе которой создаются и функционируют данные формирования. Исходя из планируемого объема работ по срочному захоронению трупов необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных технических средств из других организаций, в особенности это касается землеройной техники и транспортных средств, на которых будет осуществляться транспортировка к месту захоронения.

11. Медицинское обеспечение

11.1. Медицинское обеспечение работ по захоронению тел (останков) погибших организуется и осуществляется медицинской спасательной службой города Каменки.
11.2. Основными задачами медицинского обеспечения являются:
- организация и проведение медицинского освидетельствования личного состава спасательной команды по срочному захоронению трупов на предмет пригодности к проведению работ по захоронению тел (останков) погибших, в ходе которого выявляются больные, а также лица, имеющие выраженные физические и психические нарушения. Такие лица к проведению работ не допускаются;
- оказание всех видов медицинской помощи при ранениях и заболеваниях, полученных в ходе проведения работ;
- обеспечение санитарно-гигиенического контроля над организацией работ и соблюдением правил захоронения, а также условиями размещения, водоснабжения, питания, банно-прачечного обслуживания личного состава команды по захоронению;
- снабжение личного состава звена лекарственными и дезинфекционными средствами, контроль их использования;
- проведение мероприятий по медицинской и психологической реабилитации команды в установленном порядке.
11.3. При ведении санитарного надзора за погребением (захоронением) тел (останков) погибших осуществляются:
- контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований при выборе мест для братских могил и выполнением правил захоронения;
- осуществление дежурства врача (фельдшера) в непосредственной близости от места проведения работ и обеспечения готовности санитарного транспорта;
- контроль проведения дезинфекционных мероприятий при захоронении тел (останков) погибших, а также проверки правильности закапывания опасных для здоровья населения материалов;
- контроль наличия у личного состава группы по захоронению тел (останков) погибших специальной одежды и за организацией санитарной обработки личного состава по окончании работ.

12. Финансирование работ по организации массового
погребения

Финансирование работ по организации массового погребения в братских могилах, кремации и других захоронений жертв военных действий и крупномасштабных катастроф, а также финансирование содержания мест погребений, установка памятников, создание мемориалов будет осуществляться в соответствии с расходными обязательствами за счет бюджета администрации города Каменка Каменского района Пензенской области.





Приложение № 2
к постановлению
Администрации города Каменки
Каменского района
Пензенской области
от 18 апреля 2014 г. № 154

СОСТАВ
КОМИССИИ ПО СРОЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ ТРУПОВ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ
В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ И ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Председатель похоронной комиссии:
Дуданов А.В.
-
заместитель Главы Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области;
Члены городской похоронной комиссии:
Тимохин А.Н.
-
заместитель председателя комиссии, начальник муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" города Каменки Каменского района Пензенской области;
Бызина Н.Г.
-
заместитель председателя комиссии, начальник отдела строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области;
Резанов О.И.
-
начальник отдела министерства внутренних дел по Каменскому району Пензенской области (по согласованию);
Еремин А.А.
-
главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Каменская межрайонная больница" (по согласованию);
Дзюкенов Е.Т.
-
главный ветеринарный врач станции по борьбе с болезнями животных по Каменскому району (по согласованию);
Малова Т.И.
-
начальник "Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благосостояния человека по Пензенской области в Каменском, Пачелмском, Белинском, Башмаковском районах" (по согласованию);
Спиридонова Н.Ю.
-
начальник территориального отдела ЗАГС города Каменки и Каменского района (по согласованию);
Рябов С.Г.
-
начальник отдела военного комиссариата Пензенской области по городу Каменка и Каменскому району (по согласованию);
Кудряшов А.А.
-
директор муниципального унитарного предприятия "Каменское жилищно-коммунальное хозяйство".


------------------------------------------------------------------