Постановление ЗС Пензенской обл. от 25.03.2014 N 383-16/5 ЗС "Об отчете Счетной палаты Пензенской области о работе в 2013 году"



25 марта 2014 года N 383-16/5 ЗС

------------------------------------------------------------------

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОТЧЕТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РАБОТЕ
В 2013 ГОДУ

Заслушав отчет председателя Счетной палаты Пензенской области М.Н. Макарова о работе Счетной палаты Пензенской области в 2013 году, Законодательное Собрание постановляет:
1. Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в 2013 году принять к сведению (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВ
г. Пенза
25 марта 2014 года
№ 383-16/5 ЗС





ОТЧЕТ
О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ

Отчет рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты
Пензенской области 17 февраля 2014 года

Настоящий отчет о деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2013 году подготовлен в соответствии с требованием статьи 20 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области", принятого 12 августа 2011 года № 2114-ЗПО.

Основные итоги деятельности Счетной палаты за 2013 год

Счетная палата Пензенской области (далее - Счетная палата) осуществляла свою деятельность в 2013 году в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области", Законом Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области", планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2013 год.
Счетной палатой как действующим органом внешнего государственного финансового контроля Пензенской области в отчетном периоде осуществлялся контроль за исполнением бюджета Пензенской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области с проведением ежегодной внешней проверки годовых отчетов об исполнении указанных бюджетов за 2012 год. Осуществляя в обязательном порядке экспертно-аналитическую деятельность, Счетная палата проводила экспертизы проектов правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, включая обязательную экспертизу проектов законов о бюджете Пензенской области и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области.
Важным направлением в деятельности Счетной палаты продолжает оставаться контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Пензенской области. В случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, проводились проверки местных бюджетов.
В 2013 году проведено 22 контрольных мероприятия, проверено более 5,0 млрд. рублей расходов бюджета Пензенской области, что составляет 10,0% от общих расходов. Свою деятельность Счетная палата осуществляла на основании планов. План работы на 2013 год был сформирован по результатам контрольной и экспертной работы за предыдущий период, и значительную его часть составляет блок тематических проверок, в который включены мероприятия, объединенные по актуальным для области вопросам, с целью системного анализа расходования бюджетных средств и использования имущества, находящегося в собственности Пензенской области, направленных на предотвращение нарушений. Обязательному включению в план подлежат поручения Законодательного Собрания Пензенской области, предложения и запросы Губернатора Пензенской области. Предложения прокуратуры Пензенской области, с которой заключено соглашение о взаимодействии, также учитываются при формировании годовых планов.
В 2013 году было проведено двадцать тематических контрольных мероприятий и две внешние проверки отчетов об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2012 год. В 2013 году все предусмотренные планом проверки осуществлены в полном объеме. Оформлены заключения по 26 законопроектам, подготовлено 8 аналитических материалов по ежеквартальным отчетам об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, выполнялись другие поручения Законодательного Собрания Пензенской области.

Экспертно-аналитическая работа

В 2013 году Счетной палатой Пензенской области в соответствии со статьей 9 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" готовились заключения по проектам законов Пензенской области, различным нормативным правовым актам органов государственной власти, на реализацию которых направлялись средства бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области. Всего подготовлено и направлено в Законодательное Собрание Пензенской области 26 экспертно-аналитических материалов, в том числе 20 экспертиз касались вопросов бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, изменений к ним и отчетов об исполнении этих бюджетов. Наиболее значимыми и важными были заключения по проектам законов "О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", а также о внесении изменений и дополнений в законы Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
В ходе экспертизы проекта бюджета на 2014 - 2016 годы анализировались вопросы соблюдения норм и требований российского и регионального законодательств, сбалансированности бюджета, расчетов доходной части, проводился анализ расходной части бюджета. По результатам предварительного контроля законопроекта отмечено увеличение нагрузки на расходную часть в связи с необходимостью реализации указов Президента РФ, ежегодным увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, финансированием дорожной деятельности и ежегодной индексацией социальных расходов. Обращено внимание на значительные риски, связанные с возрастающей долговой нагрузкой на региональный бюджет. Особое внимание было уделено качеству 21 государственной программы, составляющей основу программного бюджета Пензенской области на 2014 - 2016 годы. В заключении Счетной палаты отмечено отсутствие связи между заложенными в государственных программах показателями и бюджетными проектировками. В условиях недостаточности бюджетных ресурсов было указано на необходимость разработки механизма перераспределения финансовых ресурсов, определения перечня приоритетных целей и ключевых мероприятий для снижения риска "распыления" финансовых ресурсов и неэффективного использования бюджетных средств.
В течение 2013 года подготовлены заключения на 10 проектов законов Пензенской области о внесении изменений и дополнений к Закону Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Заключения и другие аналитические материалы доводились до сведения руководства Законодательного Собрания, его комитетов и депутатов, были направлены Губернатору области. Ряд замечаний и предложений, вносимых Счетной палатой, были учтены при рассмотрении проекта закона Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" во втором чтении.
Особой функцией Счетной палаты является финансово-экономическая экспертиза проектов закона об исполнении бюджета. Только после проведения Счетной палатой области внешней проверки отчета об исполнении бюджета Пензенской области и подготовки соответствующего заключения законопроект о его исполнении рассматривается Законодательным Собранием Пензенской области.
В отчетном периоде в соответствии с возложенными полномочиями Счетная палата Пензенской области оценивала своевременность и полноту исполнения доходных и расходных обязательств, принятых бюджетом области и бюджетом Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год. По результатам оперативного контроля в соответствии с требованиями Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области" в адрес Законодательного Собрания и Губернатора Пензенской области направлялась аналитическая информация о ходе исполнения указанных бюджетов за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2013 года. При ее подготовке использовались материалы из разных источников (отчетность Министерства финансов Пензенской области по исполнению бюджета области за соответствующие периоды 2013 года, обязательная отчетность главных распорядителей и бюджетополучателей, статистическая информация, материалы контрольных мероприятий). В ежеквартальной информации при оценке исполнения основных характеристик бюджета области в 2013 году указывалось на необходимость пересмотра качества бюджетного планирования в целях безусловного исполнения принимаемых расходных обязательств. При анализе исполнения бюджета области по расходам Счетная палата обращала внимание на увеличение прогнозного размера дефицита бюджета области в отсутствие дополнительных доходных источников. Систематическое использование целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на выполнение расходных обязательств Пензенской области привело к образованию в конце года определенного остатка средств федерального бюджета, не имеющего источников покрытия.

Контрольная работа

В 2013 году выполнено 22 контрольных мероприятия, в том числе 2 внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за 2012 год и бюджета ТФОМС Пензенской области за 2012 год.
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2012 год, представленного Министерством финансов Пензенской области, проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 49.1 Закона Пензенской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Пензенской области". В Заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой за отчетный период.
В результате анализа показателей бюджета по итогам исполнения в заключении по отчету об исполнении бюджета Пензенской области за 2012 год отмечалось следующее.
В доходы бюджета области за 2012 год поступило 41350566,8 тыс. рублей (96,9% от плана). Расходы бюджета исполнены на 42771391,8 тыс. рублей (86,6%). Основными причинами сложившейся ситуации с исполнением бюджета области в 2012 году послужили невыполнение прогнозных показателей по доходам и невыполнение плана по источникам финансирования дефицита бюджета. Недофинансирование расходов привело к образованию кредиторской задолженности на начало 2013 года в размере 3010844,5 тыс. рублей. Кроме того, на ситуацию с исполнением бюджета области в 2012 году повлияло также сокращение доходной базы в связи с направлением фактически полученных доходов в объеме 2762630,5 тыс. рублей на формирование дорожного фонда Пензенской области.
По состоянию на 1 января 2013 года государственный долг Пензенской области сложился в сумме 13541781,0 тыс. рублей. Соотношение фактического внутреннего государственного долга Пензенской области и доходов бюджета Пензенской области без учета финансовой помощи составило за 2012 год 69,2% (при допустимом бюджетном ограничении 100,0%). По отношению к 2011 году данное соотношение увеличилось на 9,1 процентных пункта, что связано с увеличением в 2012 году объема привлеченных заимствований.
Доля налоговых и неналоговых доходов в сравнении с 2011 годом несколько уменьшилась (с 48,4% до 47,4%). При этом сохранилась тенденция к увеличению федеральных целевых поступлений (по отношению к 2011 году рост субсидий составил 68,3%) и сокращению дотаций (с 7145438,8 тыс. рублей до 7070887,9 тыс. рублей, или на 1,04%).
Наибольшее неисполнение по разделам функциональной классификации сложилось по разделам 0800 "Культура и кинематография" (38,1%), 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" (22,8%) и 0400 "Национальная экономика" (22,4%).
В структуре межбюджетных трансфертов при исполнении бюджета области в 2012 году преобладали целевые трансферты - субсидии и субвенции (76,9%).
Кассовое исполнение 48 долгосрочных целевых программ составило 14368834,1 тыс. рублей, или 75,2% от бюджетных назначений. Исполнение по 12 программам составило 100% законодательно установленных бюджетных назначений, 7 программ имели процент исполнения свыше 95,0%, 8 программ - от 90,0% до 95,0%, 14 программ - от 70,0% до 90,0%, 7 программ - от 17,8 до 69,2 процента. Впервые проведена оценка эффективности реализации целевых программ за 2012 год, в результате которой из 40 программ эффективными признано 39 с разной степенью эффективности (9 программ - эффективность высокая, 27 программ - эффективность умеренная, 3 - эффективность удовлетворительная). Одна программа оценена как неэффективная. Однако анализ исполнения региональных целевых программ на основании материалов проверок и аналитических мероприятий Счетной палаты не позволил дать однозначную оценку эффективности программ.
Счетная палата в своем заключении отметила, что, несмотря на сохраняющийся дефицит и рост долговой нагрузки, по результатам исполнения бюджета за 2012 год параметры долговой нагрузки бюджета Пензенской области не превысили допустимый уровень. Соблюдены предельные значения (ограничения) по размеру дефицита бюджета, объему государственного долга и расходам на его обслуживание, предельному объему заимствований, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Законом Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
В рамках проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей для получения достоверной и полной информации о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, о финансовом и имущественном положении Счетной палатой проведены проверки Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Пензенской области, Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, Управления по размещению государственного заказа Пензенской области.
На примере Департамента строительства, транспорта и дорожного хозяйства проанализированы результаты деятельности дорожного фонда Пензенской области за 2012 год (с 2013 года - Министерство). Несмотря на получение устойчивых и прогнозируемых налоговых источников, гарантирующих стабильное финансирование дорожного хозяйства, не связанного с изменением параметров бюджета, его исполнение в целом сложилось на уровне 83,2%. Проверкой, проведенной в Министерстве, выявлено, что одной из причин низкой результативности при расходовании средств на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, дворовых территорий и проездов явилось низкое качество сведений и документов, подготовленных администрациями муниципальных образований для получения субсидии, имели место факты несоблюдения условий предоставления и методики расчета субсидий за счет средств дорожного фонда Пензенской области. Так, Департаментом перечислена в бюджет Каменского района субсидия в размере 4581,4 тыс. рублей без подтверждения факта оплаты муниципалитетом подрядных работ на указанную сумму. Бюджету города Кузнецка перечислено 646,3 тыс. рублей в отсутствии расчета индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ. При проверке организации бюджетного учета отмечены отдельные нарушения в части полноты и правильности составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета.
В Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области при формировании бюджета на 2012 год не соблюдены требования по применению функциональной бюджетной классификации, когда иные межбюджетные трансферты на сумму 48344,4 тыс. рублей, предусмотренные бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы энергосбережения, имеющие целевое назначение, отнесение которых на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов бюджетов не представляется возможным, отражены по подразделу 0113 "Другие общегосударственные вопросы" вместо подраздела 1403 "Прочие межбюджетные трансферты общего характера". В ходе исполнения бюджета имело место заключение отдельных договоров с нарушением установленных требований в части соблюдения авансовых платежей в размере 30,0%.
Оценивая полноту и достоверность годовой бюджетной отчетности главных распорядителей, необходимо отметить улучшение качества бюджетной отчетности. Вместе с тем остаются замечания, отмеченные при проверке отчетности за 2011 год, а именно: отсутствие в пояснительных записках информации, позволяющей дать оценку факторов, повлиявших на исполнение бюджета области, непредставление полной информации об исполнении текстовых статей Закона о бюджете области, об исполнении ДЦП и т.п.
Ежегодно из бюджета Пензенской области более 40,0% средств перечисляется на муниципальный уровень в виде межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения и выполнение переданных государственных полномочий Пензенской области. В 2013 году вопросам проверки законности, результативности использования межбюджетных трансфертов, выделенных из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Пензенской области, в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, было посвящено 6 контрольных мероприятий.
В 2011 году впервые муниципальным районам и городским округам из бюджета Пензенской области были выделены субвенции на выполнение государственных полномочий, связанных с обустройством и консервацией мест захоронения биологических отходов и по регулированию численности безнадзорных животных. С целью выявления результатов по решению указанной проблемы Счетной палатой в 2012 году проведены проверки в трех районах Пензенской области (Кузнецком, Каменском и Иссинском), которые констатировали низкий уровень организации проведения указанных мероприятий. С учетом актуальности названной проблемы в 2013 году вновь проверено использование средств, выделенных из бюджета Пензенской области в 2012 году на выполнение указанных двух государственных полномочий, в трех муниципальных образованиях: Малосердобинском, Городищенском и Кузнецком районах Пензенской области. По результатам проверки, проведенной в Малосердобинском и Городищенском районах Пензенской области, установлено стопроцентное выполнение по обустройству объектов в 2012 году (11 мест захоронения биологических отходов обустроено в Малосердобинском районе и 4 места в Городищенском районе). По консервации показатели составили 87,5% и 100% соответственно. В ходе проверки было также отмечено, что процесс обустройства и консервации объектов, а также оформления технической документации в области в целом завершается и необходимо активизировать процесс определения их собственника. В Городищенском районе начат процесс приемки мест захоронения биологических отходов в собственность Пензенской области. В Малосердобинском районе процесс определения бесхозяйного статуса мест захоронения биологических отходов находится в начальной стадии. В Кузнецком районе из 28 обустроенных и законсервированных мест захоронения биологических отходов собственник в лице органов местного самоуправления определен только по 6 объектам, что составляет 21,4% от общего количества объектов. В настоящее время на балансе подведомственных Управлению ветеринарии Пензенской области районных станций по борьбе с болезнями животных находится 33 места захоронения биологических отходов. В 2014 году планируется завершить процесс передачи мест захоронения биологических отходов в собственность Пензенской области.
При проверке исполнения отдельных государственных полномочий Пензенской области по регулированию численности безнадзорных животных отмечено несоблюдение установленных требований при отлове, содержании и дальнейшем использовании безнадзорных животных. Так, в Кузнецком и Малосердобинском районах Пензенской области в пунктах временной передержки безнадзорных животных отсутствуют карантинное помещение, помещение для оказания ветеринарных услуг; транспортировка животных осуществлялась автотранспортом, не приспособленным для указанных целей, количество собак, находящихся одновременно в пунктах временного содержания животных, значительно (в четыре раза и более) превышало норму, установленную ветеринарно-санитарными правилами. В Городищенском районе установлен факт оказания услуг по кастрации и стерилизации безнадзорных животных в отсутствие Свидетельства о регистрации ветеринарной деятельности в Управлении ветеринарии Пензенской области.
Анализ использования субвенций, выделенных на исполнение отдельных государственных полномочий Пензенской области, связанных с обустройством и консервацией мест захоронения биологических отходов и по регулированию численности безнадзорных животных, выявил отдельные факты отсутствия обоснования цены контракта, оплаты завышенного объема работ, стопроцентного авансирования, неправомерной оплаты аренды помещения для временного содержания отловленных животных, переплаты за транспортировку отловленных безнадзорных животных сверх утвержденных нормативов. Общая сумма нарушений составила 5830,0 тыс. рублей.
В рамках исполнения отдельных государственных полномочий Пензенской области, переданных органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в 5 муниципальных образованиях (г. Кузнецк, г. Заречный, Колышлейский, Спасский и Шемышейский районы Пензенской области) проверено предоставление социальных выплат семьям, признанным в установленном порядке участниками подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы", осуществляемых за счет субвенций, полученных из бюджета Пензенской области в 2012 году. По результатам контрольного мероприятия было отмечено, что потребность в социальной выплате в 4 муниципальных образованиях превысила объем выделенных средств. При стопроцентном исполнении на 01.01.2013 зафиксирована очередность за жилищными сертификатами в г. Заречном - 30 семей, в г. Кузнецке - 26 семей, Шемышейском и Колышлейском районах - по 10 семей. В то же время в Спасском районе исполнение составило в 2012 году лишь 41,9%. Принятые бюджетные обязательства Спасского района на предоставление социальных выплат на сумму 786,4 тыс. рублей не подтверждены жилищными сертификатами; семьи, желающие принять участие в подпрограмме, в администрации района на момент проверки не зарегистрированы. Проверкой достоверности и комплектности документов, содержащихся в учетных делах участников подпрограммы, установлены факты неправомерного признания администрацией Спасского района участниками подпрограммы пяти семей, двум из которых произведены выплаты по 189,0 тыс. рублей каждой. Кроме того, один сертификат оформлен и выдан семье в сумме меньше установленного размера на 30,1 тыс. рублей. В целом средний показатель освоения бюджетных средств, предназначенных на социальные выплаты молодым семьям в жилищной сфере по территориям Пензенской области, сложился за 2012 год в размере 80,4% от утвержденных назначений. Выдан 641 жилищный сертификат, реализовано 528 жилищных сертификатов.
Ежегодно значительный объем средств предусматривается в бюджете Пензенской области на решение вопросов местного значения в форме межбюджетных субсидий на условиях софинансирования. На контроле Счетной палаты в 2013 году были вопросы ремонта общеобразовательных школ, предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, закупки транспортных средств, предназначенных для перевозки инвалидов, а также закупки коммунальной техники. На эти цели в бюджете Пензенской области предусмотрено более 200,0 млн. рублей. В рамках реализации долгосрочной целевой программы "Доступная среда" проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2012 году в г. Пензу, г. Каменку и г. Сердобск на выполнение ремонтных работ в общеобразовательных учреждениях для создания надлежащих условий (пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, подъемников, специально оборудованных санузлов, учебных и других помещений), позволяющих обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Основными недостатками, выявленными в ходе проверок, были нарушения и замечания, связанные с организацией и планированием размещения муниципального заказа на выполнение вышеуказанных работ.
В муниципальном образовательном учреждении среднего образования школе № 27 города Пензы отмечено низкое качество подготовки сметной документации, что привело к увеличению количества проводимых закупочных процедур и в целом стоимости работ на 543,2 тыс. рублей по сравнению с первоначальной ценой, излишним издержкам на проведение закупочных процедур, отсутствию реальной экономии бюджетных средств, нарушению сроков на этапе исполнения муниципальных контрактов.
В муниципальном образовательном учреждении среднего образования школе № 8 города Каменки нарушения, связанные с низким качеством подготовки сметной документации, повлекли за собой изменение видов и объемов работ, а значит, к изменению условий двух муниципальных контрактов, что является нарушением части 6 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ. Дополнительный объем работ на общую сумму 342,5 тыс. рублей был выполнен без проведения конкурсных процедур. Анализ обоснованности сметных расчетов, используемых при заключении муниципальных контрактов, на ремонт внутренних помещений и входной группы школы № 27 в городе Пензе и школы № 8 в городе Каменке выявил отсутствие обоснования применения прайс-листов, подтверждающих стоимость используемых материалов, на сумму 627,4 тыс. рублей.
При проверке результативности использования средств бюджета Пензенской области, направленных в 2012 году четырем муниципальным образованиям (Бессоновскому, Белинскому, Колышлейскому и Сосновоборскому районам Пензенской области) на софинансирование муниципальных программ в части предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, установлены нарушения и замечания на общую сумму 1720,1 тыс. рублей, в том числе приобретение субъектами малого предпринимательства оборудования, не предусмотренного соглашениями, нарушение условия об осуществлении расходов при реализации бизнес-проектов только в безналичной форме, осуществление расчетов с лицом, не являющимся фактическим поставщиком, отсутствие и простой приобретенного оборудования. Надо сказать, что результаты проверок продолжают констатировать формальный подход к конкурсным процедурам и отсутствие качественной экспертизы бизнес-проектов при оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства, что негативно сказывается на результативности использования вложенных средств бюджета Пензенской области.
В 2013 году проверено целевое и эффективное использование средств, выделенных в 2012 году из бюджета Пензенской области на условиях софинансирования муниципальным образованиям на закупку коммунальной техники в рамках долгосрочной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области на 2011 - 2015 годы". На закупку коммунальной техники 59 муниципальными образованиями в 2012 году израсходовано 69342,5 тыс. рублей, из них 63815,7 тыс. рублей, или 92%, - средства бюджета Пензенской области, 5526,8 тыс. рублей, или 8%, - средства бюджетов муниципальных образований. Закуплено 59 единиц техники, в том числе 32 муниципальных образования закупили 33 трактора, 22 поселения - экскаваторы-погрузчики, 2 - автогрейдеры, 2 - погрузчики. Большая часть тракторов (31 из 33) закуплена в комплектах с навесным оборудованием (коммунальный отвал, снегоочиститель, косилка).
В своих выводах Счетная палата Пензенской области обратила внимание на то, что, решая проблему обеспечения муниципальных образований области коммунальной техникой, открытым остается вопрос ее эффективного использования. На территории многих поселений области отсутствуют специализированные организации по выполнению услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В качестве организаций, эксплуатирующих 33 единицы приобретенной техники общей стоимостью 37336,57 тыс. рублей (56% от общего количества), указаны администрации 32-х поселений. В ходе проверок администраций 4-х сельсоветов (Большевьясский сельсовет Лунинского района, Большеижморский сельсовет Земетчинского района, Рахмановский и Большелукинский сельсоветы Вадинского района) документы, подтверждающие факты использования техники для нужд коммунального хозяйства сельсоветов, не представлены. Кроме того, в связи с отсутствием соответствующей материально-технической базы, в сельсоветах нет надлежащих условий хранения и эксплуатации, техника хранится на открытых площадках около частных домовладений (Большевьясский, Рахмановский и Большелукинский сельсоветы).
По результатам данного контрольного мероприятия Счетная палата рекомендовала Управлению жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов обеспечить надлежащие условия хранения, обслуживания и эксплуатации специализированной техники.
Рассматривая эффективность бюджетных инвестиций, направленных на увеличение уставного капитала ОАО "Пензенский автотранспортный холдинг" с целью приобретения 3 единиц снегоуборочных машин, следует отметить, что, по прогнозной оценке Счетной палаты, приобретенная снегоуборочная техника, безвозмездно переданная в собственность Пензенской области и использованная подрядчиками на условиях аренды при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, не окупит инвестиционные затраты бюджета Пензенской области, связанные с ее приобретением. Кроме того, установленная арендная плата не компенсирует издержки государственного казенного учреждения "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области", связанные с использованием техники, на балансе которого она числится. Также обращено внимание на низкую загруженность снегоуборочной техники в зимний период с января по апрель 2013 года. Согласно представленным актам о приемке выполненных работ за период с января по апрель 2013 года работы с использованием арендованных снегоочистителей проводил только один из трех подрядчиков. О результатах проверки использования средств бюджета Пензенской области, направленных в форме бюджетных инвестиций в уставной капитал ОАО "Пензенский АТХ" в 2012 году в сумме 12170,0 тыс. рублей в рамках реализации подпрограммы "Развитие материально-технической базы муниципальных образований Пензенской области", направлено информационное письмо в Департамент государственного имущества Пензенской области.
За счет средств бюджета Пензенской области ежегодно формируется аварийный запас материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушениям функционирования системы жизнеобеспечения населения и ликвидации их последствий на объектах жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.
Впервые в 2013 году специалистами Счетной палаты было проведено контрольное мероприятие по вопросу целевого использования средств, выделенных из бюджета Пензенской области на создание, хранение и использование аварийного резерва. Ответственный исполнитель - Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области. Хранение материально-технических ресурсов осуществлялось централизованно в городе Пензе на территории производственной базы ГУП ПО "ОГЭК" в закрытых складских помещениях и на открытых площадках. При проверке процедур формирования аварийного запаса материально-технических ресурсов установлено, что резерв формировался в произвольном количестве, определяемом Управлением жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, по номенклатуре, отличной от утвержденной, без соответствующего технико-экономического обоснования, в объеме ассигнований бюджета Пензенской области, предусмотренных на соответствующий финансовый год на указанные цели. Фактически, как показала проверка, аварийный резерв осуществлял функцию дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям Пензенской области в виде выделения материально-технических ресурсов для производства предупредительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства на безвозмездной и безвозвратной основе. Требования и перечень документов, обосновывающих выделение из аварийного резерва материальных ресурсов для проведения планово-предупредительных ремонтных работ, не определены. Анализируя причины, обозначенные в актах о фактах аварий и ликвидации их последствий, которые служили основанием выделения материально-технических ресурсов из аварийного резерва, можно сказать, что решение о выделении МТР принималось по усмотрению Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области с произвольным выбором муниципального образования, перечня и количества материальных ресурсов.
В рамках контрольного мероприятия с целью оценки надежности и эффективности функционирования объектов коммунальной инфраструктуры при использовании материально-технических ресурсов из аварийного резерва Пензенской области Счетной палатой проведены встречные проверки в 3-х муниципальных образованиях (с. Неверкино Неверкинского района, с. Вазерки Бессоновского района и с. Богословка Пензенского района), получивших материальные ресурсы из аварийного резерва области на общую сумму 1759,1 тыс. рублей (8,1% от общей суммы выделенного резерва). В результате установлено, что факты аварий, отраженные в актах, на указанных территориях не зарегистрированы, значительная часть МТР на общую сумму 1240,8 тыс. рублей (70,5% от стоимости полученных МТР), выделенных из аварийного запаса Пензенской области, не использованы и хранятся на складах у обслуживающих организаций. По данным Управления ЖКХ, неиспользованный остаток материально-технических ресурсов аварийного резерва в предприятиях ЖКХ области по состоянию на 01.07.2013 сложился в сумме 5410,3 тыс. рублей, что составляет 80,2% общей стоимости ресурсов, переданных муниципальным образованиям за 1-е полугодие 2013 года. Выявлены факты, когда привлечение средств бюджета области в виде материальных ресурсов из аварийного резерва на устранение предаварийных ситуаций на объектах ЖКХ не способствовало сокращению сроков их устранения, часть запрошенных МТР не соответствовала цели использования, указанной в актах.
По результатам контрольного мероприятия указано, что нормативными правовыми актами Пензенской области не определено понятие ситуаций, ведущих к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения (аварий, аварийных ситуаций, угроза возникновения аварийной ситуации), являющихся основанием для выделения МТР из аварийного резерва Пензенской области, и не установлены критерии выделения МТР из аварийного запаса.
Следует иметь в виду, что ответственность муниципальных образований за своевременное и целевое использование полученных из аварийного резерва материальных ресурсов, за образование неиспользованных остатков резерва в организациях, эксплуатирующих муниципальные объекты ЖКХ, не установлена, что ведет к неэффективному использованию материально-технических ресурсов аварийного резерва области, предназначенных в первую очередь для ликвидации и оперативного предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушениям функционирования системы жизнеобеспечения населения. Кроме того, обращено внимание на тот факт, что запас материально-технических ресурсов, необходимых для устранения аварий на эксплуатируемых объектах жилищно-коммунального хозяйства, обслуживающими организациями за счет собственных средств не формируется.
В рамках установленных полномочий Счетной палатой Пензенской области осуществляется контроль за соблюдением действующего бюджетного законодательства при составлении и исполнении бюджетов муниципальных образований Пензенской области. Проводится ежегодная проверка отчетов об исполнении местных бюджетов. В пределах данных полномочий в 2013 году специалистами Счетной палаты проведены проверки в Спасском и Пачелмском районах Пензенской области. При оценке соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета Спасского района на 2012 и 2013 годы выявлены нарушения, связанные с несоблюдением принципа реалистичности расчета расходов бюджета района, несоответствием показателей сводной бюджетной росписи по источникам финансирования дефицита бюджета, принятием бюджетных обязательств сверх установленных лимитов, с установлением отдельным ведомствам бюджетных обязательств по решению вопросов, не отнесенных к полномочиям данных ведомств, отсутствием контроля за исполнением районного бюджета. В ходе проверки исполнения бюджета Спасского района отмечены неправомерные, неэффективные расходы. Имело место нецелевое использование бюджетных средств. Общая сумма нарушений, связанная с несоблюдением бюджетного законодательства при организации бюджетного процесса в 2012 и 2013 годах на территории Спасского района, составила 80754,4 тыс. рублей. В ходе исполнения бюджета Спасского района за 2012 год допущено образование кредиторской задолженности в сумме 811,7 тыс. рублей, не отраженной в бюджетном учете.
При проверке годового отчета об исполнении бюджета Пачелмского района Пензенской области установлено, что бюджет района исполнен в 2012 году с превышением предельного размера дефицита, установленного Бюджетным кодексом, на 22,3 процентных пункта, в абсолютном выражении - на 2961,8 тыс. рублей больше расчетного, что может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении процедуры санкционирования бюджетных расходов, несоблюдении установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы, об отсутствии последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств и поиском резерва роста доходов. Несоблюдение предельного размера дефицита сложилось также при исполнении бюджета р.п. Пачелма за 2012 год. Кроме того, в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации средства бюджета р.п. Пачелма в размере 1150,0 тыс. рублей направлены на увеличение уставного капитала ООО "Тепловик" без указания целей их использования.
В рамках двух контрольных мероприятий проверялось использование бюджетных средств, выделенных на развитие приоритетных направлений модернизации здравоохранения и образования в Пензенской области.
В 2013 году проверено целевое и эффективное расходование средств на выполнение мероприятий по завершению капитального ремонта стационара ГБУЗ "Пензенский городской родильный дом", гинекологического отделения родильного дома, 14-ти городских детских поликлиник, терапевтического корпуса, бактериологической лаборатории, кровли здания поликлиники и пищеблока ГБУЗ "Наровчатская ЦРБ" в рамках реализации программы модернизации здравоохранения Пензенской области.
Из проверенных трех медицинских учреждений значительные нарушения выявлены в двух: ГБУЗ "Пензенский городской родильный дом" и ГБУЗ "Наровчатская ЦРБ". Прежде всего, было отмечено низкое качество подготовки проектной документации. Так, например, при проверке выполнения ремонтных работ в гинекологическом отделении городского родильного дома и подразделениях ГБУЗ "Наровчатская ЦРБ" было установлено, что в проектной документации не учтены работы по ремонту системы электроснабжения, теплоснабжения, водопровода, канализации и вентиляции, кровли зданий, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, что повлекло за собой изменение видов и объемов работ и привело к изменению условий государственных контрактов, заключенных по результатам аукционов, что противоречит требованиями Федерального закона № 94-ФЗ. Имела место неправомерная оплата принятых, но фактически не выполненных работ на момент подписания актов выполненных работ, а также оплата работ по актам о приемке выполненных работ с применением документально не подтвержденного индекса удорожания. Кроме того, отмечены отдельные факты отсутствия требований со стороны заказчика по уплате штрафных санкций, предусмотренных государственными контрактами. По результатам данного контрольного мероприятия выявлено различных нарушений на сумму более 40,0 млн. рублей.
Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительством Пензенской области в 2012 - 2013 годах принят ряд мер, направленных на повышение уровня жизни работников образования. В целях проверки исполнения решений, связанных с повышением заработной платы педагогическим работникам, в 2013 году проведены проверки в четырех муниципальных общеобразовательных учреждениях: МОУ СОШ с. Батрак Каменского района, МБОУ СОШ с. Вишневое Тамалинского района, МБОУ СОШ № 2 р.п. Башмаково, МОУ ООШ с. Гуленовка Сердобского района. По результатам контрольного мероприятия было отмечено, что во всех 4 школах наблюдается рост заработной платы. Так, рост заработной платы педагогических работников в малокомплектных школах с. Батрак Каменского района (количество классов - 11, средняя наполняемость классов - 8,2 учащихся) и с. Гуленовка Сердобского района (6 классов-комплектов, средняя наполняемость классов 5,3 человека) составил 61,0% и 23,6% соответственно. (В 2012 году средняя заработная плата в указанных школах сложилась в размере 14,860 тыс. рублей и 16,752 тыс. рублей. За 9 месяцев 2013 года - 23,923 тыс. рублей и 20,699 тыс. рублей.) В школах с. Вишневое Тамалинского района (9 классов-комплектов и 2 ГПД, средняя наполняемость классов - 17,2 человека) и р.п. Башмаково Башмаковского района (25 классов-комплектов, средняя наполняемость - 23,7 человека) рост составил 7,6% и 25,6% соответственно (при средней заработной плате в 2012 году - 22,194 тыс. рублей и 16,606 тыс. рублей; за 9 месяцев 2013 года - 23,877 тыс. рублей и 20,849 тыс. рублей соответственно).
Сложившийся показатель средней заработной платы в проверенных учреждениях превышает аналогичный показатель по региону (20,040 тыс. рублей). В ходе проведения контрольного мероприятия было отмечено, что повышение заработной платы педагогическим работникам обусловлено, прежде всего, повышением базовой ставки педагогических работников, специальными выплатами (доплатами) в рамках модернизации образования. Помимо этого, повышение заработной платы по-прежнему зависит от увеличения учебной нагрузки на одного учителя, от размера выплаты индивидуального повышающего коэффициента, расширения перечня и увеличения размера доплат за выполнение работы, не входящей в круг обязанностей педагогических работников, за совмещение профессий, за замещение временно отсутствующего работника. Во всех четырех учреждениях физическое наличие педагогического персонала меньше утвержденных штатных единиц, в результате и вакантные должности распределены между педагогическими работниками. Надо также отметить, что в результате мероприятий, направленных на повышение заработной платы педагогических работников, отмечается положительная динамика притока молодых специалистов (педагогических работников) в учреждения образования Пензенской области: на 01.09.2012 - 45 специалистов, на 01.09.2013 - 73 специалиста. Например, в МБОУ СОШ № 2 р.п. Башмаково приняты 2 учителя - студенты последних курсов ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет".
Выборочной проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы административному персоналу и педагогическим работникам школ установлены отдельные случаи переплаты и занижения заработной платы.
В условиях недостаточности бюджетных ресурсов важнейшим направлением бюджетной политики должно быть повышение эффективности бюджетных расходов. В 2013 году проведено два контрольных мероприятия, направленных на выявление неподтвержденных (необоснованных) бюджетных средств, связанных с оказанием государственных услуг в области содействия занятости населения и в сфере социального обслуживания населения.
В 2012 году в систему государственных органов и учреждений регионального уровня по вопросам занятости населения в Пензенской области помимо Департамента по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области входило 29 подведомственных ему государственных казенных учреждений центров занятости населения (далее - центры занятости) в муниципальных образованиях области. Анализируя нормативное и методологическое обеспечение организации работы по оказанию государственных услуг в сфере занятости населения центрами занятости, необходимо отметить, что Департаментом как главным распорядителем бюджета в 2012 году не обеспечена обоснованность бюджетных ассигнований на мероприятия по содействию занятости населения. Отсутствовал единый подход при отражении ассигнований по кодам бюджетной классификации, применялся учет государственных услуг как с использованием отдельных кодов целевых статей, так и с отражением общей суммы по соответствующей бюджетной классификации расходов. Данная ситуация сохранилась и в 2013 году. Государственные задания доведены до центров занятости в отсутствие Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг. В результате не обеспечены расчетные обоснования бюджетных ассигнований в сумме 43,8 млн. рублей, включенные в бюджет области на оказание государственных услуг в области активной политики занятости населения.
В целях оценки степени результативности (эффективности и экономичности) использования средств бюджета Пензенской области, обеспечения качества государственных услуг в сфере занятости населения на территории области Счетной палатой в 2013 году проведены проверки в 10 центрах занятости по двум направлениям: профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и информирование о положении на рынке труда, на исполнение которых в 2012 году направлено 22,7 млн. рублей, или 51,8% бюджетных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий в области активной политики. При рассмотрении вопросов, связанных с оказанием образовательной услуги, отмечено, что стоимость договоров на оказание образовательных услуг, заключаемых центрами занятости с образовательными учреждениями, определялась, как правило, стандартным укрупненным перечнем расходов без расшифровки затрат по видам расходов, что способствовало тому, что не всегда заявленная потребность в бюджетных средствах соответствовала реальным расходам. Отмечены нарушения, связанные с направлением на повышение квалификации безработных, не имеющих профессий, обучением безработных граждан по профессиям, не предусмотренным лицензиями образовательных учреждений. Установлены факты завышения количества академических часов учебной программы на часы самостоятельной подготовки, которые не должны оплачиваться центрами занятости, отсутствия контроля со стороны центров занятости за выдачей документов о профессиональном образовании безработным гражданам, что в целом привело к безрезультативным расходам бюджета области в общей сумме 687,2 тыс. рублей.
Оценивая степень эффективности и экономичности использования средств бюджета Пензенской области, направленных в 2012 году на предоставление государственной услуги по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, в ходе проверки отмечено, что исходя из выбранных способов информирования о положении на рынке труда расходы на публикации в газетах составили 760,8 тыс. рублей (40,9%), на изготовление видеороликов на телевидении - 582,2 тыс. рублей (31,3%), на размещение информации на наружных рекламных щитах - 311,7 тыс. рублей (16,8%), на изготовление раздаточных информационных материалов (брошюр) - 73,3 тыс. рублей (3,9%), на организацию ярмарок вакансий и учебных мест - 132,4 тыс. рублей (7,1%). Всего на информирование в 2012 году проверенными центрами занятости направлено 1860,4 тыс. рублей.
Основным способом информирования были выбраны публикации в печатных органах и изготовление видеороликов на телевидении. На отдельных территориях бюджетные средства направлялись на аренду наружных рекламных щитов. Имело место оплата услуг, оказанных не на территории соответствующих муниципальных образований и не относящихся к обеспечению выполнения установленных функций центров занятости. Кроме того, в течение 2012 года за счет смет районных центров занятости, подведомственных Департаменту, были оплачены услуги по освещению деятельности самого Департамента в сумме 225,1 тыс. рублей.
В сфере социального обслуживания населения на территории Пензенской области функционирует 10 государственных автономных учреждений: 3 психоневрологических интерната, 3 дома ветеранов, 2 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 1 дом ночного пребывания, 1 техникум-интернат (учредитель - Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, с 2013 года - Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области).
При анализе обоснованности финансового обеспечения выполнения двумя государственными автономными учреждениями государственного задания по оказанию государственной услуги "Стационарное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания" отмечено отсутствие в расчетах единого подхода к формированию объема нормативных затрат (затраты на оказание государственной услуги определялись как исходя из нормативной потребности, так и по документально произведенным фактическим расходам в натуральном и стоимостном выражении). По результатам проверок в Грабовском и Сосновском психоневрологических интернатах за 2012 - 2013 годы выявлены факты завышения объема нормативных затрат на оказание услуги и содержание имущества на общую сумму 3684,9 тыс. рублей, уменьшения объема субсидии на сумму 6323,2 тыс. рублей без соответствующего изменения государственного задания. Имело место невыполнение установленных требований к показателям, характеризующим качество услуги. Было указано на отсутствие контроля со стороны учредителя за выполнением государственными автономными учреждениями в сфере социального обслуживания населения государственного задания, за порядком его досрочного прекращения. Не отрегулированы вопросы изменения задания, не установлены требования к отчетности о его выполнении.
В ходе проверки закупочной деятельности двух автономных учреждений отмечено, что в течение первого квартала 2012 года организация процесса закупочной деятельности не регулировалась никакими нормативными актами в части принятия решений о порядке осуществления закупок при условии, что на первый квартал 2012 года в указанных автономных учреждениях пришлось более 50,0% годового объема закупок (49,3 млн. рублей), что не соответствует базовым принципам закупочной деятельности, установленным пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Выявлены факты неэффективного, неправомерного использования целевых субсидий в рамках реализации долгосрочных целевых программ Пензенской области на общую сумму 956,1 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий 49 долгосрочных целевых программ в 2013 году предусмотрены ассигнования в объеме 17447749,7 тыс. рублей. Исполнение составило 14100292,4 тыс. рублей, или 80,8% от утвержденных назначений. Систематический анализ эффективности программных расходов на предмет достижения поставленных целей, проводимый Счетной палатой, показывает, что из года в год все программы, независимо от их фактического финансирования и достигнутых результатов, включаются в бюджет на очередной год, по-прежнему действующий подход - это контроль сумм расходов на то или иное направление расходования средств регионального бюджета.
В соответствии с планом работы в 2013 году проведена проверка законного, результативного (эффективного и экономного) использования средств бюджета Пензенской области, направленных в форме бюджетных инвестиций в уставный капитал ОАО "Агентство ипотечного кредитования Пензенской области" в целях реализации подпрограммы "Дом для специалистов в сельской местности" долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы в сумме 10000,0 тыс. рублей. Основная цель подпрограммы - оказание государственной поддержки на приобретение комплекта строительных материалов для строительства индивидуального жилого дома посредством предоставления ипотечных кредитов (займов) за счет средств бюджета Пензенской области. По условиям подпрограммы продавец комплекта строительных материалов обязан в течение двух месяцев с момента подписания договора купли-продажи осуществить доставку комплекта и в течение шести месяцев с момента доставки комплекта осуществить монтаж комплекта на указанном земельном участке, а заемщик по договору займа - осуществлять ежемесячно платежи равными долями на счет Агентства по истечении 2-х лет с момента заключения договора займа. Во время контрольного мероприятия было проверено целевое использование предоставленных займов с выездом на места. В ходе осмотра строительства жилых домов установлено: из 30-ти полученных займов на приобретение комплекта строительных материалов для строительства жилых домов отсутствуют дома на 11-ти земельных участках, что составляет 37%. Возведены только стены дома при отсутствии крыши на 2-х земельных участках. Из 11-ти предоставленных займов не строятся жилые дома по 10-ти договорам на общую сумму 6415,1 тыс. рублей, которые заключены в октябре и декабре 2012 года. Двухмесячный срок истек, акты приема-передачи комплектов отсутствуют. Выявлены безрезультативные расходы в сумме 17848,5 тыс. рублей, в том числе 16076 тыс. рублей - средства, перечисленные в 2010 году Агентством по 27-ми договорам купли-продажи комплектов строительных материалов по которым заемщиками не выполнены условия по строительству и вводу в эксплуатацию указанных домов, срок ввода которых истек в 2012 году. Заемные средства в размере 1772,5 тыс. рублей, перечисленные еще в 2010 году поставщикам 3 домов, которые не выполнили взятые обязательства по доставке и монтажу комплектов строительных материалов до сих пор. При этом источником финансирования средств на предоставление займов и погашение процентов за пользование заемными средствами являлся бюджет Пензенской области. Кроме того, имело место незаключение Агентством и заемщиком (или заключение позже установленного срока) договоров залога (ипотеки) построенного дома и земельного участка, оформление их в индивидуальную собственность вместо общей долевой собственности всех членов семьи.
Рассматривая проблемы повышения эффективности использования бюджетных средств на примере исполнения долгосрочной целевой программы "Воспроизводство, лесоразведение и охрана лесов на территории Пензенской области на 2011 - 2013 годы" (разработчик - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (в 2011 году - Управление лесами Пензенской области), следует отметить, что программа в основном направлена на решение текущих проблем министерства и его подведомственных учреждений. В составе мероприятий наблюдается разнородность бюджетных расходов, не позволяющая осуществлять однозначную оценку эффективности программы.
Анализ сформированных мероприятий программы показал, что лесовосстановительные работы за счет программных средств не планировались. За 2011 - 2013 годы Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области обеспечено стопроцентное выполнение лесовосстановительных работ на площади 7862,4 га за счет средств арендаторов, за счет субвенции из федерального бюджета и за счет продажи лесных насаждений. В программе обозначено решение задачи по обеспечению охраны и защиты лесов от пожаров, борьбе с нарушениями лесного законодательства, вредителями и болезнями на землях лесного фонда, однако конкретные мероприятия, направленные на защиту лесов от вредителей и болезней леса, программой не предусмотрены. За счет программных средств в сумме 27649,9 тыс. рублей, что составляет 33,1%, осуществлены дополнительные расходы на обеспечение текущей деятельности Министерства и его подведомственных учреждений. Кроме того, в ходе контрольного мероприятия выявлены расходы без соблюдения принципа эффективности использования средств бюджета Пензенской области. Так, при наличии подведомственного специализированного учреждения ГБУ Пензенской области "Лесопожарный центр", созданного для тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах, организация охраны лесов от пожаров осуществлялась также на платной основе. В соответствии с договорами (контрактами) в 2012 - 2013 годах лесничествами с целью повышения уровня механизации работ по лесовосстановлению, уходу за лесами и противопожарных работ было выплачено подрядчикам 2654,8 тыс. рублей. В нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации установлены неправомерные расходы Чаадаевского лесничества, выразившиеся в оплате контракта в сумме 121,2 тыс. рублей по организации и охране лесов, противопожарному обустройству их территории, заключенного с ООО "Чаадаевское лесное хозяйство", при условии ранее заключенного Министерством государственного контракта с тем же подрядчиком на выполнение всех работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на территории Чаадаевского лесничества, одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины на данной территории на общую сумму 868,8 тыс. рублей. Кроме того, документы, подтверждающие выполнение работ на землях, находящихся в собственности Пензенской области, по государственному контракту на сумму 121,2 тыс. рублей с ООО "Чаадаевское лесное хозяйство", Чаадаевским лесничеством к проверке не представлены. Говоря об эффективности реализации программы, выраженной через систему показателей, привязанных к целям программы, следует иметь в виду, что за три года действия программы в нее внесено 10 изменений, касающихся изменений перечня мероприятий и их объемов финансирования, а также целевых показателей. В рамках программы с 2011 по 2013 годы более 30,0% средств направлено на решение текущих проблем и произведенные расходы в сумме 27649,9 тыс. рублей не нашли какого-либо отражения в показателях результативности программы.
В рамках контроля за исполнением представлений Счетной палаты проведена проверка полноты и своевременности исполнения представления по результатам проверки результативного и эффективного использования средств бюджета Пензенской области, выделенных в 2011 году Государственному казенному учреждению "Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов".
Оценивая эффективность управления имуществом бизнес-инкубаторов Пензенской области, в ходе проверки 2012 года бизнес-инкубатора в г. Сердобске было отмечено, что часть помещений первого этажа не используется и требует ремонта; часть помещений на третьем этаже здания бизнес-инкубатора (23,6% от полезной площади бизнес-инкубатора) занимает государственное учреждение по договору безвозмездного пользования. На момент проверки помещения арендовали 6 резидентов, что составляет 42,8% от площади, предназначенной для сдачи в аренду (на 01.01.2012 показатель использования площадей составлял 54,0%). Второе здание бизнес-инкубатора, расположенное по адресу: г. Сердобск, пл. Нагорная, 5, рассчитано на 130 рабочих мест, фактически занято 34 рабочих места. Площадь пустующих помещений, предназначенных для сдачи в аренду, - 1006,7 кв. м, из них документы к следующему конкурсу подготовлены только на 5 помещений общей площадью 97,2 кв. м, что свидетельствует о недостаточной востребованности помещений бизнес-инкубатора. Всего по области по состоянию на 01.11.2013 для сдачи в аренду предназначено 11 бизнес-инкубаторов и 1 технопарк. Общая площадь сданных в аренду помещений составляет 63,0% от площади, предназначенной для сдачи в аренду, за исключением конференц-залов и переговорных комнат. По сравнению с началом 2012 года средние показатели использования площадей, предназначенных для аренды, снизились на 14,9%. Самое значительное снижение произошло в бизнес-инкубаторах, расположенных в г. Пензе на ул. Гагарина (на 32,7%), в р.п. Башмаково (на 26,5%). В то же время отмечен рост показателей заполняемых помещений в бизнес-инкубаторах, расположенных в г. Каменке и в г. Пензе (ул. Попова), на 26,9% и 16,9% соответственно. В ходе проверки устранения нарушений, выявленных в 2012 году, в части приведения в соответствие с действующим законодательством нормативной базы, регулирующей оплату труда работников государственного казенного учреждения "Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов", было обращено внимание на недостаточную оперативность и полноту устранения нарушений в этой области. Отмечено повторное нарушение Трудового кодекса Российской Федерации и Положения об оплате труда и премировании работников Учреждения в части начисления заработной платы за сверхурочную работу.
Всего контрольными мероприятиями в 2013 году охвачено 11 органов исполнительной власти Пензенской области, 16 государственных учреждений Пензенской области, 25 органов местного самоуправления со структурными подразделениями и 17 иных организаций, которым выделялись бюджетные средства.
Общий объем выявленных нарушений в денежном эквиваленте оценивается в размере 762,0 млн. рублей. Результаты проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что наибольший объем составляют нарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства, нормативных актов федерального, областного и муниципального уровней в финансово-бюджетной сфере. Выявлены расходы, не соответствующие принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, на сумму 94,4 млн. рублей, нарушения бухгалтерского учета и отчетности - искажение бюджетной отчетности составило 234,4 млн. рублей.
При анализе показателей по видам нарушений, выявленных за 2013 год, было акцентировано внимание на отсутствии обоснованности определенной части заявленных расходов необходимыми расчетами, что не является прямым финансовым нарушением, но влияет на эффективность использования государственных средств, когда, например, имеет место направление бюджетных средств на оплату подрядных работ в отсутствие обосновывающих документов для применения прайс-листов, подтверждающих стоимость используемых материалов или коэффициентов удорожания при определении стоимости подрядных работ в текущих ценах. По-прежнему значительная часть нарушений и замечаний происходит на муниципальном уровне. Результаты проверок Счетной палаты фиксируют исполнение местных бюджетов с превышением предельного размера дефицита, финансирование расходов сверх утвержденных лимитов. Поэтому одной из важных составляющих совершенствования бюджетного процесса является развитие системы муниципального финансового контроля.
По результатам проверок было составлено 83 акта, из них 17 актов встречных проверок. В Законодательное Собрание Пензенской области, Губернатору Пензенской области направлено 22 отчета по проверкам. В органы исполнительной власти Пензенской области, органам власти муниципальных образований Пензенской области, организациям и учреждениям направлено 66 представлений, в которых содержалось 316 предложений. На представления Счетной палаты Пензенской области ответы получены в полном объеме.
Информация о проведенных контрольных мероприятиях регулярно направлялась в прокуратуру Пензенской области. В рамках действующего законодательства осуществлялось взаимодействие с Управлением внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области, Следственным управлением Следственного комитета России по Пензенской области, с Управлением Федерального казначейства по Пензенской области. В 2013 году подписано соглашение о взаимодействии, сотрудничестве и обмене информацией с Территориальным управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Пензенской области. Осуществлялось взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области.

Заключение

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия выполнены в полном объеме в соответствии с планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2013 год. Деятельность Счетной палаты Пензенской области осуществлялась во взаимодействии с депутатским корпусом и аппаратом Законодательного Собрания Пензенской области. Специалисты Счетной палаты принимали участие в работе депутатских постоянных комитетов Законодательного Собрания. В течение года Счетной палатой проводились выездные заседания по результатам проверок использования бюджетных средств.
В целях эффективного информационного взаимодействия и выработки единой методологии организации и осуществления финансового контроля в 2013 году был создан Совет контрольно-счетных органов Пензенской области. В соответствии с Положением о Совете оказывалась правовая, консультационно-методическая и информационная помощь муниципальным контрольно-счетным органам.
Определяя задачи на 2014 год, необходимо отметить, что будет продолжена работа по совершенствованию внешнего финансового контроля, повышению его качества и эффективности. Для этого планируется усилить меры по организации контроля за ходом выполнения представлений, недопущения случаев формального отношения руководителей проверенных организаций (учреждений) к выполнению мероприятий по устранению нарушений и недостатков, отраженных в актах, заключениях.
Важное значение будет иметь укрепление муниципального финансового контроля в области. Кроме того, для повышения качества контрольной и экспертно-аналитической работы продолжится работа по дальнейшему развитию обмена профессиональным опытом со Счетной палатой Российской Федерации и Ассоциацией Контрольно-счетных органов Российской Федерации, взаимодействию с правоохранительными органами по выявлению коррупционных проявлений в системе управления финансовыми и материальными ресурсами Пензенской области при тесном взаимодействии с депутатским корпусом Законодательного Собрания. Все это позволит комплексно решать поставленные задачи и качественно исполнять полномочия, предусмотренные законодательством. Эффективно организованный внешний финансовый контроль является важным фактором доверия общества к власти.





Приложение 1
к Отчету
о работе Счетной палаты
Пензенской области
в 2013 году

ПЕРЕЧЕНЬ
контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой
Пензенской области в 2013 году

1. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2012 году отдельным муниципальным образованиям Пензенской области на реализацию подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы".
2. Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Пензенской области и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственным имуществом Пензенской области открытым акционерным обществом "Агентство ипотечного кредитования Пензенской области".
3. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2012 году из бюджета Пензенской области на реализацию долгосрочной целевой программы "Доступная среда в Пензенской области на 2012 - 2015 годы".
4. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности и проверки отдельных вопросов исполнения бюджета за 2012 год в Министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства Пензенской области.
5. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности и проверки отдельных вопросов исполнения бюджета Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области за 2012 год.
6. Внешняя проверка бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств - Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области за 2012 год.
7. Внешняя проверка бюджетной отчетности и проверки отдельных вопросов исполнения бюджета Управления по размещению государственного заказа Пензенской области за 2012 год.
8. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2012 год.
9. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2012 год.
10. Контрольное мероприятие по проверке отдельных вопросов целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Департаменту по труду, занятости и трудовой миграции Пензенской области в 2012 году (с учетом проверки устранения нарушений, выявленных по результатам контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Пензенской области в 2011 году).
11. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2012 году местным бюджетам из бюджета Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий Пензенской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части обустройства и консервации мест захоронения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям, земляных ям).
12. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2012 - 2013 годах местным бюджетам из бюджета Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий Пензенской области по отлову, содержанию и дальнейшему использованию безнадзорных животных на территории Пензенской области.
13. Проверка отдельных вопросов формирования и исполнения бюджета Спасского района за 2012 год и пять месяцев 2013 года.
14. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности и проверки отдельных вопросов исполнения бюджета Пачелмского района Пензенской области за 2012 год.
15. Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из бюджета Пензенской области в 2012 году в форме субсидий (грантов) вновь зарегистрированным и действующим менее одного года субъектам малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы, на создание собственного бизнеса.
16. Контрольное мероприятие по вопросу целевого использования средств, выделенных из бюджета Пензенской области на формирование аварийного резерва материально-технических ресурсов для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушениям функционирования системы жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
17. Контрольное мероприятие по вопросу законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, выделенных в 2012 году из бюджета Пензенской области на реализацию подпрограммы "Развитие материально-технической базы муниципальных образований Пензенской области" долгосрочной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2011 - 2015 годы".
18. Контрольное мероприятие по вопросу эффективного и результативного использования средств бюджета Пензенской области, направленных в 2011 - 2012 годах на проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений в рамках реализации программы "Модернизация здравоохранения Пензенской области на 2011 - 2013 годы".
19. Проверка соблюдения действующего законодательства и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2012 - 2013 годах на доведение средней заработной платы педагогических работников отдельных образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Пензенской области, проведенная совместно с Контрольно-счетной палатой Сердобского района.
20. Контрольное мероприятие по вопросу целевого и эффективного использования средств бюджета Пензенской области, выделенных в 2012 году и текущем периоде 2013 года в форме субсидий двум автономным учреждениям в сфере социального обслуживания населения.
21. Проверка исполнения представления, направленного Государственному казенному учреждению "Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов" по результатам контрольного мероприятия по вопросу результативного и эффективного использования средств бюджета Пензенской области.
22. Контрольное мероприятие по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных из бюджета Пензенской области на реализацию долгосрочной целевой программы "Воспроизводство, лесоразведение и охрана лесов на территории Пензенской области на 2011 - 2013 годы".





Приложение 2
к Отчету
о работе Счетной палаты
Пензенской области
в 2013 году

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ

N
п. п.
Наименование показателей
2011 год
2012 год
2013 год
1
Количество проведенных контрольных мероприятий
22
23
22
2
Выявлено финансовых нарушений (тыс. рублей)
870 875,0
915 972,3
762 021,3
3
Использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства (тыс. рублей)
146 382,6
59 160,8
74 086,8

в том числе нецелевое использование бюджетных средств (тыс. рублей)
2 219,8
3 132,6
703,1
4
Неэффективное использование бюджетных средств (тыс. рублей)
66 195,8
118 389,7
94 446,0
5
По результатам проверок направлено представлений
90
55
66
6
Количество материалов, направленных в правоохранительные органы
20
21
20
7
Подготовлено экспертно-аналитических материалов
46
29
34
в том числе заключений (экспертиз)
20
20
26


------------------------------------------------------------------