Решение Пензенского УФАС России от 25.02.2014 N 2-03/28-2013 <О признании действий группы хозяйствующих субъектов, выразившихся в заключении и участии в соглашении об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар, ограничивающими конкуренцию на товарном рынке>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. № 2-03/28-2013

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 февраля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
1. К.О.Н. - руководителя управления, председатель Комиссии,
2. Д.Е.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3. П.Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
4. С.Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
при участии со стороны:
- ООО "УОХN7-2"; ООО "УОА-1"; ООО "УОЖ-26-1"; ООО "УОЖ-23-1":
К.А.В. - представителя по доверенностям от 09.01.2014,
- ООО "УОЖ-1"; ООО "УОЖ-10-1"; ООО "УОЖ-11-1"; ООО "УОЖ-12-1"; ООО "УОЖ-15-1"; ООО "УОЖ-16-1"; ООО "УОЖ-17-1"; ООО "УОЖ-18-1"; ООО "УОЖ-19-1"; ООО "УОЖ-20-1"; ООО "УОЖ-21-1"; ООО "УОЖ-22-1"; ООО "УОЖ-24-1"; ООО "УОЖ-29-1"; ООО "УОЖ-7-1"; ООО "УОЖ-9-1"; ООО "УЗП-1"; ООО "УОК-1"; ООО "УОС-1", ООО "УОЗ-1" - на заседание комиссии не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом,
- ОАО "ГЦК":
Б.К.Ю. - представителя по доверенности от 01.12.2013,
К.К.Ю. - представителя по доверенности от 31.12.2013,
рассмотрев дело № 2-03/28-2013 по признакам нарушения ОАО "ГЦК" (далее также - ОАО "ГЦК", Общество), группы лиц ООО "ГУК" (далее - ООО "ГУК") в составе: ООО "УОХN7-2"; ООО "УОА-1"; ООО "УОЖ-1"; ООО "УОЖ-10-1"; ООО "УОЖ-11-1"; ООО "УОЖ-12-1"; ООО "УОЖ-15-1"; ООО "УОЖ-16-1"; ООО "УОЖ-17-1"; ООО "УОЖ-18-1"; ООО "УОЖ-19-1"; ООО "УОЖ-20-1"; ООО "УОЖ-21-1"; ООО "УОЖ-22-1"; ООО "УОЖ-23-1"; ООО "УОЖ-24-1"; ООО "УОЖ-26-1"; ООО "УОЖ-29-1"; ООО "УОЖ-7-1"; ООО "УОЖ-9-1"; ООО "УЗП-1"; ООО "УОК-1"; ООО "УОС-1"; ООО "УОЗ-1" - части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

По результатам информации, полученной в том числе в рамках внеплановой выездной проверки, проводимой в отношении ОАО "ГЦК", в действиях Общества были установлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом от 08.11.2013 г. № 190 Пензенским УФАС России возбуждено дело № 2-03/28-2013 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО "ГЦК" и группы лиц ООО "ГУК" в составе: ООО "УОХN7-2"; ООО "УОА-1"; ООО "УОЖ-1"; ООО "УОЖ-10-1"; ООО "УОЖ-11-1"; ООО "УОЖ-12-1"; ООО "УОЖ-15-1"; ООО "УОЖ-16-1"; ООО "УОЖ-17-1"; ООО "УОЖ-18-1"; ООО "УОЖ-19-1"; ООО "УОЖ-20-1"; ООО "УОЖ-21-1"; ООО "УОЖ-22-1"; ООО "УОЖ-23-1"; ООО "УОЖ-24-1"; ООО "УОЖ-26-1"; ООО "УОЖ-29-1"; ООО "УОЖ-7-1"; ООО "УОЖ-9-1"; ООО "УЗП-1"; ООО "УОК-1"; ООО "УОС-1"; ООО "УОЗ-1" - части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении и участии в соглашении об установлении необоснованной платы на услуги ОАО "ГЦК", которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке.
Определением от 12.11.2013 г. дело № 2-03/28-2013 назначено к рассмотрению на 10.12.2013 г.
На заседании Комиссии представители ОАО "ГЦК" поддержали свою позицию, изложенную в письменных пояснениях, сообщив, что стоимость услуг по заключенным договорам, выраженная в процентном соотношении, установлена по соглашению сторон. Данная стоимость не привязана к лицевому счету в связи с тем, что, помимо расчета платы за жилищные и коммунальные услуги, она включает в том числе предоставление юридических и бухгалтерских услуг.
Представители управляющих организаций в составе группы лиц ООО "ГУК" пояснили, что цена по договорам с ОАО "ГЦК" является обоснованной, так как она полностью соответствует перечню работ, которые предоставляет Общество.
Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения сторон по делу, Комиссия установила, что разрешение дела в данном заседании невозможно, и посчитала необходимым получить дополнительные сведения и доказательства. В связи с этим было принято решение об отложении рассмотрения дела.
Определением от 10.12.2013 г. дело № 2-03/28-2013 назначено к рассмотрению на 21.01.2014 г.
На заседании Комиссии представители ОАО "ГЦК" сообщили, что ранее заключенные агентские договоры с управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК" расторгнуты с 01.12.2013 и в настоящее время заключены новые договоры. Стоимость по договорам утверждена из расчета калькуляции на каждый вид услуг в рублях, с привязкой к каждому лицевому счету, и зависит от объема оказываемых услуг.
Определением от 21.01.2014 г. срок рассмотрения дела № 2-03/28-2013 продлен до 11.03.2014 г.
Выслушав объяснения сторон по делу, Комиссия посчитала необходимым получить сведения о заключенных договорах ОАО "ГЦК" с управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК" по состоянию на 01.02.2014 г.
Определением от 21.01.2013 г. дело № 2-03/28-2013 назначено к рассмотрению на 11.02.2014 г.
На заседании Комиссии представители ОАО "ГЦК" поддержали свою позицию, изложенную в письменных пояснениях, сообщив, что в настоящее время расчеты с управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК" ведутся на основании утвержденной калькуляции на каждый вид услуг.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующему.
1. Антимонопольным органом при рассмотрении дела № 2-03/28-2013 проанализирована ситуация и положение ОАО "ГЦК" на рынке агентских услуг по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги в период совершения рассматриваемых Комиссией действий. По результатам анализа составлен аналитический отчет.
Исходя из сведений, полученных из Единого государственного реестра юридических лиц, ОАО "ГЦК" осуществляет свою деятельность с 19.03.2009 г.
Согласно пункту 3.2.7 Устава ОАО "ГЦК" осуществляет начисление и сбор платежей с собственников и нанимателей за пользование жилыми помещениями, содержание и ремонт жилищного фонда, коммунальные услуги, управление многоквартирным домом и иные услуги, в том числе за пользование коммуникациями и инженерным оборудованием в многоквартирных домах.
ОАО "ГЦК" в рамках агентских договоров осуществляет сбор и обработку платежей за жилищно-коммунальные услуги, включая формирование счетов-квитанций, с декабря 2012 года.
Предметом договоров, в рамках которых ОАО "ГЦК" оказывает услуги, является совершение Исполнителем (Агентом) по поручению Заказчика (Принципала) за обусловленное вознаграждение следующих действий:
- расчет и начисление платы за жилищные, коммунальные и иные услуги по лицевым счетам Потребителей Заказчика (Принципала) (нанимателей, собственников и иных пользователей, использующих на законных основаниях жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах), а также начисление пени за несвоевременную оплату жилищных и коммунальных услуг;
- сбор денежных средств и перечисление денежных средств, поступающих от Потребителей Заказчика (Принципала) в качестве оплаты за коммунальные услуги;
- организация работы по доставке Потребителям документов, являющихся основанием для оплаты за жилищные и коммунальные услуги, включая их распечатку и конвертование.
При этом потребители услуг ОАО "ГЦК" не разделяют услугу по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги на отдельные операции, а рассматривают их как единую услугу. Договорами агентское вознаграждение установлено за единую услугу. Данные обстоятельства дают основание определить услугу по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги как один товар на рассматриваемом товарном рынке.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) ОК034-2007 рынок организации расчетов с населением относится к подразделу КА "Услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, вычислительной техникой, научными исследованиями, прочие услуги, связанные с предпринимательской деятельностью", классу 70 "Услуги, связанные с недвижимым имуществом", подклассу 70.32 "Услуги по управлению эксплуатацией недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе" и имеют категорию 70.32.11.120 "Услуги по сбору и обработке платежей за жилое помещение и коммунальные услуги".
Основанием для оказания рассматриваемой услуги ОАО "ГЦК" служат заключаемые договоры.
Основными покупателями агентских услуг по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги являются управляющие организации, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации города Пензы.
Услуги по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги оказываются покупателям на возмездной основе, порядок уплаты ежемесячных выплат определен договором, заключаемым с покупателем.
Как установлено частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.
В соответствии с пунктом 32 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, (далее - Правила № 354), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, (далее - Исполнитель) имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя (далее - Агента) для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Таким образом, рассматриваемая услуга может оказываться как самим Исполнителем собственникам помещений многоквартирных домов в рамках договоров управления (т.е. для собственного потребления, а не в целях посреднических услуг), так и хозяйствующим субъектом (Агентом) по договору с заказчиком.
Указанные особенности обращения товара позволяют выделить услуги по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые Агентом (посредником), в отдельный товарный рынок.
Территорией, на которой ОАО "ГЦК" реализует свои услуги, является территория в административных границах г. Пензы.
Объем услуг ОАО "ГЦК" при заключении договоров на оказание агентских услуг по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги в рассматриваемый временной период определяется исходя из суммы собранных платежей за расчетный месяц, которая в свою очередь зависит от площади многоквартирных домов, расположенных на территории г. Пенза.
Следовательно, максимальный объем рассматриваемого товарного рынка в натуральных показателях определяется площадью многоквартирных домов, а доля хозяйствующего субъекта на указанном рынке зависит от доли площади, приходящейся на помещения в многоквартирных домах, платежи за которые он начисляет и обрабатывает.
Как следует из аналитического отчета, на основании информации, полученной от УЖК г. Пенза и ОАО "ГЦК", доля ОАО "ГЦК" в период совершения рассматриваемых действий на вышеуказанном товарном рынке составила более 50%.
Таким образом, ОАО "ГЦК" занимает доминирующее положение на рынке агентских услуг по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги на территории г. Пензы и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
2. Между управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК" и собственниками помещений в многоквартирных домах г. Пензы заключены договоры управления, на основании которых управляющие организации оказывают услуги по управлению многоквартирными домами.
Из представленных материалов следует, что 01.11.2012 управляющие организации в составе группы лиц ООО "ГУК" (за исключением ООО "УОЗ-1") в рамках договоров управления многоквартирными домами заключили с ОАО "ГЦК" агентские договоры:
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОК-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УЗП-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОА-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОС-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-23-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-24-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-26-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-29-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-19-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-20-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-21-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-22-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-7-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-9-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-10-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-18-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-15-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-11-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОХN7-2";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-17-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-16-1";
- агентский договор от 01.11.2012 № <...> с ООО "УОЖ-12-1", (далее - Агентские договоры).
Предметом вышеуказанных Агентских договоров является расчет и начисление платы за жилищные, коммунальные и иные услуги по лицевым счетам Потребителей Принципала (нанимателей, собственников и иных пользователей, использующих на законных основаниях жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах), а также начисление пени за несвоевременную оплату жилищных и коммунальных услуг в многоквартирных домах, по установленным в соответствии с действующим законодательством тарифам, с учетом качества поставленной услуги и задолженности Потребителей (пункт 1.1.1), сбор и перечисление денежных средств, поступающих от Потребителей Принципала, на расчетные счета Агента, на счета ресурсоснабжающих организаций, на счета Принципала, на счета подрядных организаций; организация работы по доставке Потребителям документов, являющихся основанием для оплаты за жилищные и коммунальные услуги (пункт 1.1.1), а также разработка методики ведения лицевых счетов Потребителей Принципала, методики расчета размера платы за жилищные и коммунальные услуги (пункт 1.1.2); осуществление личного приема Потребителей, рассмотрение и подготовка письменных ответов на заявления Потребителей, связанные с начислением и оплатой за жилищные и коммунальные услуги (пункт 1.1.3); прием, ведение учета и подготовка ответов в адрес Принципала на устные и письменные обращения Потребителей Принципала по вопросам, связанным с расчетом платы за жилищные и коммунальные услуги (пункт 1.1.4); выдача Потребителям справок, копий лицевых счетов и других документов, связанных с начислением платы за жилищные и коммунальные услуги, а также заверение таких документов подписью и печатью Принципала (пункт 1.1.5).
Все рассматриваемые Агентские договоры содержат однулковые условия договоров, за исключением размера агентского вознаграждения.
Размер агентского вознаграждения ОАО "ГЦК" за оказываемые услуги управляющим организациям в составе группы лиц ООО "ГУК" выражен в виде процентов от суммы начисленной платы по статье "Содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении Принципала" (пункт 3.1).
Для управляющих организаций в составе группы лиц ООО "ГУК" установлены следующие размеры агентских вознаграждений в соответствии с пунктами 3.1 Агентских договоров:
- ООО "УОХN7-2" - 9,763%;
- ООО "УОА-1" - 9,818%;
- ООО "УОЖ-1" - 8,805%;
- ООО "УОЖ-10-1"- 9,839%;
- ООО "УОЖ-11-1"- 8,768%;
- ООО "УОЖ-12-1" - 9,852%;
- ООО "УОЖ-15-1" - 9,865%;
- ООО "УОЖ-16-1" - 9,388%;
- ООО "УОЖ-17-1" - 9,761%;
- ООО "УОЖ-18-1" - 9,676%;
- ООО "УОЖ-19-1" - 8,566%;
- ООО "УОЖ-20-1" - 9,762%;
- ООО "УОЖ-21-1" - 9,705%;
- ООО "УОЖ-22-1"- 9,770%;
- ООО "УОЖ-23-1" - 9,707%;
- ООО "УОЖ-24-1" - 8,067%;
- ООО "УОЖ-26-1"- 8,930%;
- ООО "УОЖ-29-1"- 9,737%;
- ООО "УОЖ-7-1" - 9,767%;
- ООО "УОЖ-9-1" - 9,851%;
- ООО "УЗП-1"- 9,848%;
- ООО "УОК-1"- 9,436%;
- ООО "УОС-1" - 8,439%.
В течение 2013 года между ОАО "ГЦК" и управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК" заключались дополнительные соглашения к Агентским договорам об изменении размера агентского вознаграждения.
В дополнительных соглашениях от 01.07.2013 к Агентским договорам ответчиками были установлены следующие размеры агентских вознаграждений:
- ООО "УОХN7-2" - 6,470%;
- ООО "УОА-1" - 6,752%;
- ООО "УОЖ-1" - 5,534%;
- ООО "УОЖ-10-1"- 6,694%;
- ООО "УОЖ-11-1" - 5,782%;
- ООО "УОЖ-12-1" - 6,886%;
- ООО "УОЖ-15-1" - 6,827%;
- ООО "УОЖ-16-1" - 4,557%;
- ООО "УОЖ-17-1" - 6,494%;
- ООО "УОЖ-18-1" - 6,540%;
- ООО "УОЖ-19-1" - 5,539%;
- ООО "УОЖ-20-1"- 6,572%;
- ООО "УОЖ-21-1"- 6,430%;
- ООО "УОЖ-22-1"- 6,571%;
- ООО "УОЖ-23-1" - 6,512%;
- ООО "УОЖ-24-1" - 4,967%;
- ООО "УОЖ-26-1" - 5,834%;
- ООО "УОЖ-29-1" - 6,584%;
- ООО "УОЖ-7-1"- 6,586%;
- ООО "УОЖ-9-1" - 6,748%;
- ООО "УЗП-1" - 6,847%;
- ООО "УОК-1" - 6,295%;
- ООО "УОС-1" - 5,767%.
Из письменных пояснений ОАО "ГЦК" от 16.01.2014 № 5345 следует, что изменение размера агентского вознаграждения по Агентским договорам связано с тем, что часть работ по управлению многоквартирными домами управляющие организации в составе группы лиц ООО "ГУК" стали выполнять самостоятельно (организация и проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с оформлением соответствующих документов и т.д.), при этом документального подтверждения изменения объема выполняемых работ в указанной части в рассматриваемый период ответчиками представлено не было.
Также снижение размера агентского вознаграждения с 01.07.2013 ответчики объясняют тем, что расчет и начисление платы за коммунальные ресурсы стал производиться по договорам с ресурсоснабжающими организациями, кроме того из платы за содержание и ремонт помещения было исключено комиссионное вознаграждение банков, почты.
3. В соответствии с частью 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В ходе проведения внеплановой проверки Пензенским УФАС России была запрошена информация об экономическом обосновании стоимости оказываемых услуг ОАО "ГЦК".
В качестве обоснования стоимости услуг ОАО "ГЦК" был представлен расчет расходов на услуги и работы, оказываемые Обществом. Данный расчет включал два годовых показателя:
- начисление по статье содержание и ремонт по управляющим организациям в сумме 1073230397 руб.;
- смета расходов на содержание ОАО "ГЦК" в сумме 101743288 руб.
Стоимость услуг, оказываемых Обществом, по состоянию на 01.01.2013 года была определена (исходя из представленного расчета) как отношение суммы расходов на содержание Общества к сумме, начисленной управляющими организациями по статье содержание и ремонт, что составило 9,480% от общего объема указанных начислений.
Из представленных расчетов следует, что все затраты на содержание ОАО "ГЦК" в размере 101743288 руб. включены в стоимость услуг, оказываемых Обществом управляющим организациям в составе группы лиц ООО "ГУК".
ОАО "ГЦК" в своих пояснениях от 16.01.2014 исх. № 5345 обосновывает размер установленных агентских вознаграждений тем, что работы и услуги, осуществляемые Обществом, по Агентским договорам относятся к деятельности по управлению многоквартирными домами. Вознаграждение за управление многоквартирными домами входит в плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного и утверждено для управляющих организаций собственниками помещений в многоквартирном доме в размере 9,981% от платы за содержание и ремонт. В связи с чем, размер агентского вознаграждения ОАО "ГЦК" по Агентским договорам, заключенным с управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК", установлен с учетом названного процента.
При этом доказательств того, что при определении стоимости услуг ОАО "ГЦК" исходило из оценки собственных затрат, необходимых для оказания данных услуг, в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено.
Согласно части 15 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель, вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Частью 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением управляющих организаций в составе группы лиц ООО "ГУК", протоколами общих собраний утвердили размер платы за управление многоквартирными домами в размере 9,981% от размера начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В материалах дела представлен расчет расходов на услуги и работы по управлению многоквартирными домами, согласованный отделом по экономике, промышленности и ценообразованию администрации г. Пензы, согласно которому указанный размер платы за управление многоквартирными домами включает в себя:
- содержание отдела по начислению платежей (2,980%);
- агентское вознаграждение за сбор платежей (2,724%);
- расходы на управляющую организацию (4,276%).
Из данных расчетов следует, что расходы по содержанию отдела по начислению платежей, а также агентское вознаграждение за сбор платежей, включены в плату за управление многоквартирными домами. Соответствующие услуги управляющим организациям в составе группы лиц ООО "ГУК" оказывает ОАО "ГЦК", и размер платы, перечисляемый последнему за оказание агентских услуг по сбору и обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с вышеуказанным расчетом, не может превышать 5,704% от размера платы за управление многоквартирными домами.
Фактически управляющие организации в составе группы лиц ООО "ГУК" производили ОАО "ГЦК" оплату за оказанные услуги в размере, включающем расходы на управляющую организацию.
При этом ни действующее законодательство, ни Агентские договоры, ни договоры управления многоквартирными домами не предусматривают возможность передачи управляющими организациями своих функций по управлению платежному Агенту.
При определении размера платы за управление многоквартирными домами, которая составила 9,981% от размера начисленной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, учитывались затраты, необходимые для оказания данных услуг управляющими организациями, а не ОАО "ГЦК", что также указывает на необоснованность размера Агентского вознаграждения, установленного ответчиками по соглашению сторон.
Как следует из представленной ОАО "ГЦК" информации об объемах оказанных услуг по Агентским договорам, при неизменном проценте агентских вознаграждений их размер, выраженный в денежной сумме, при равном количестве лицевых счетов постоянно меняется.
Так, за период действия договора № <...> от 01.11.2012 с ООО "УОЖ-19-1" при количестве лицевых счетов в сумме 6102 единиц объемы оказанных услуг по договору составили:
- декабрь, 2012 г. - 502701,15 руб.;
- январь, 2013 г. - 465538,50 руб.;
- февраль, 2013 г. - 493010,70 руб.;
- март, 2013 г. - 468891,39 руб.;
- апрель, 2013 г. - 467441,15 руб.;
- май, 2013 г. - 463954,41 руб.;
- июнь, 2013 г. - 466277,66 руб.;
- июль, 2013 г. - 366634,53 руб.
По договору <...> от 01.11.2012 г. с ООО "УОЖ-11-1" при количестве лицевых счетов 6529 единиц объемы оказанных услуг по договору составили:
- декабрь, 2012 г. - 567429,59 руб.;
- январь, 2013 г. - 534137,18 руб.;
- февраль, 2013 г. - 547102,63 руб.;
- март, 2013 г. - 525321,37 руб.
При количестве лицевых счетов 6528 единиц:
- апрель, 2013 г. - 532906,48 руб.;
- май, 2013 г. - 542884,53 руб.;
- июнь, 2013 г. - 536531,01 руб.;
- июль, 2013 г. - 403488,07 руб.;
- август, 2013 г. - 400321,44 руб.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о том, что ОАО "ГЦК" взималась необоснованная плата за оказываемые услуги.
Кроме того, как следует из материалов дела, для каждой из управляющих организаций в составе группы лиц ООО "ГУК", установлен разный процент агентского вознаграждения, тогда как перечень услуг по Агентским договорам полностью идентичен. При этом Агентские договоры не предусматривают возможность изменения процента вознаграждения в зависимости от количества выполненных Агентом операций, количества коммунальных услуг, по которым производятся расчеты, и т.д.
Доказательства обоснованности установления в Агентских договорах различных процентов агентских вознаграждений при однулковых условиях указанных договоров ответчиками в ходе рассмотрения дела не представлены.
Более того, для ресурсоснабжающих организаций ОАО "ГЦК" была установлена стоимость оказываемых услуг в размере от 1,35 руб. до 3,88 руб. за одну счет-квитанцию.
Для управляющих организаций, не входящих в группу лиц ООО "ГУК", стоимость услуг по договорам с ОАО "ГЦК" в рассматриваемый период составляла от 10,41 руб. до 13,89 руб. за один лицевой счет.
Пунктом 2 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности, соглашения об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Данное соглашение может быть составлено как в письменной, так и в устной форме (пункт 18 статьи 14 Закона о защите конкуренции).
Вследствие достигнутых соглашений между управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК" и ОАО "ГЦК", Общество имело возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относится к признакам ограничения конкуренции.
Заключение ответчиками договоров, предусматривающих различную стоимость на одни и те же оказываемые ОАО "ГЦК" агентские услуги для разных потребителей (управляющих организаций), ставило последних в неравное положение при осуществлении ими хозяйственной деятельности на товарном рынке.
Кроме того, действия ОАО "ГЦК" и управляющих организаций, входящих в группу лиц ООО "ГУК", по заключению и реализации соглашения об установлении экономически необоснованной стоимости на оказываемые ОАО "ГЦК" услуги создавали для Общества неконкурентные преимущества при осуществлении им хозяйственной деятельности по отношению к иным хозяйствующим субъектам, в виде необоснованно полученного дохода от оказания рассматриваемых услуг, а следовательно, создавали (могли создать) и условия для ограничения конкуренции.
4. В ходе рассмотрения дела ОАО "ГЦК" представлены документы и материалы, свидетельствующие о расторжении рассматриваемых Агентских договоров с управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК" и заключении новых договоров с 01.01.2013 г.:
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОК-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УЗП-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОА-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОС-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-23-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-24-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-26-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-29-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-19-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-20-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-21-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-22-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-7-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-9-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-10-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-18-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-15-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-11-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОХN7-2";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-17-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-16-1";
- договор от 28.11.2013 № <...> с ООО "УОЖ-12-1".
Исходя из пояснений ОАО "ГЦК" от 03.02.2014 исх. № 98 стоимость услуг по договорам, заключенным с управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК", сформирована исходя из фактических затрат Общества на их оказание из расчета на 1 лицевой счет согласно утвержденной приказом от 27.11.2013 г. № 295/1 калькуляции и включает в себя административно-хозяйственные расходы, общеэксплуатационные расходы, фонд оплаты труда, страховые выплаты на фонд оплаты труда, информационную поддержку технологических процессов, плановые накопления.
Письмом от 04.12.2013 г. № 425 Управление экономического развития и внешних связей администрации г. Пензы согласовало стоимость услуг ОАО "ГЦК" по печати и конвертованию счет-квитанций (1 лицевой счет), по начислениям за жилищно-коммунальные услуги (1 лицевой счет), по проверке объемов, расчетов по некачественной поставке коммунального ресурса для многоквартирного жилого дома (1 многоквартирный дом в месяц), на распределение и перечисление средств, поступающих за жилищно-коммунальные услуги (1 предприятие в месяц), указав при этом, что размер платы не превышает фактические затраты Общества на оказание данных услуг.
Представленная ОАО "ГЦК" информация свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства в период рассмотрения дела № 2-03/28-2013.
Соглашение между ОАО "ГЦК" и ООО "УОЗ-1" в составе группы лиц ООО "ГУК" не заключалось.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО "ГЦК" и управляющих организаций в составе группы лиц ООО "ГУК", выразившиеся в заключении и участии в соглашении об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке, как нарушение требований пункта 2 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с тем, что Агентские договоры с управляющими организациями в составе группы лиц ООО "ГУК" расторгнуты, стоимость услуг ОАО "ГЦК" приведена в соответствии с фактическими затратами Общества на их оказание, основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать группу лиц ООО "ГУК" в составе: ООО "УОХN7-2"; ООО "УОА-1"; ООО "УОЖ-1"; ООО "УОЖ-10-1"; ООО "УОЖ-11-1"; ООО "УОЖ-12-1"; ООО "УОЖ-15-1"; ООО "УОЖ-16-1"; ООО "УОЖ-17-1"; ООО "УОЖ-18-1"; ООО "УОЖ-19-1; ООО "УОЖ-20-1"; ООО "УОЖ-21-1"; ООО "УОЖ-22-1"; ООО "УОЖ-23-1"; ООО "УОЖ-24-1"; ООО "УОЖ-26-1"; ООО "УОЖ-29-1"; ООО "УОЖ-7-1"; ООО "УОЖ-9-1"; ООО "УЗП-1"; ООО "УОК-1"; ООО "УОС-1" и ОАО "ГЦК" нарушившими пункт 2 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в результате заключения и участия в соглашении об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар, которые привели (могли привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства производство по делу № 2-03/28-2013 прекратить.
3. Производство по делу № 2-03/28-2013 в отношении ООО "УОЗ-1" прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
К.О.Н.

Члены Комиссии
Д.Е.Н.
П.Е.А.
С.Е.А.


------------------------------------------------------------------