По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.02.2014 по делу N А49-3341/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.15 Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.04.2013 N 23 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу № А49-3341/2013
Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего Колдомасовой Л.А., судей Головановой Н.В. и Табаченкова М.В.. при ведении протокола судебного заседания секретарем Кустубаевой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "СКМ "Энергосервис" (ИНН - 5835074795, ОГРН - 1085835000052) к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (ИНН - 5836013668, ОГРН - 1095836002470), третье лицо: Федеральная служба по тарифам (ИНН - 7705513068, ОГРН - 1047705032880), об оспаривании нормативного правового акта,
при участии в заседании: от заявителя представителя Романовой М.А. (доверенность от 20.11.13),
от ответчика начальника отдела правового и информационного обеспечения Сагайдачного Д.И. (доверенность от 09.01.14 № 5),
от прокуратуры Пензенской области старшего помощника прокурора Беляковой Л.Н. (удостоверение),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СКМ "Энергосервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление) о признании недействующим пункта 1.15 приказа от 26.04.13 № 23 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области" как не соответствующего пунктам 1, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.08 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" с последующими изменениями и дополнениями, пункту 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
По определению суда от 27.06.13 (т. 1 л.д. 85-87) на основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Пензенской области (далее - Прокурор).
Впоследствии по ходатайству ответчика на основании определения суда от 24.07.13 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А49-4419/2013 (т. 1 л.д. 129-131). Определением суда от 18.11.13 по ходатайству Прокурора производство по делу возобновлено (т. 1 л.д. 144, 146-147).
На основании определения суда от 29.11.13 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Федеральная служба по тарифам (т. 2 л.д. 8-10).
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на несоответствие приказа Управления в оспариваемой части требованиям статей 20, 32 Федерального закона от 07.12.11 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ), статьи 19 Федерального закона от 27.07.11 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ), пунктам 1, 47, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.08 № 520 (далее - Основы ценообразования), и пункту 17 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). По мнению заявителя, установление конечного тарифа, измеряемого в рублях за 1 куб. м, экономически не обоснованно, не предусмотрено действующим законодательством и не позволяет вести учет горячей воды по двум единицам измерения - куб. м и Гкал (т. 1 л.д. 4-7; т. 2 л.д. 58-61).
В письменном отзыве по делу и дополнении к нему ответчик с заявленными требованиями не согласился, считая, что двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, установлен и введен в действие для потребителей Общества приказом Управления № 145 от 28.11.12. Оспариваемый приказ дополнил установленные двухкомпонентные тарифы на горячую воду величиной конечного тарифа, образованного из указанных двух компонентов. По мнению Управления, применение наряду с двухкомпонентными тарифами одноставочного тарифа на горячую воду в расчете на 1 куб. метр не противоречит действующему законодательству (т. 1 л.д. 55-61; т. 2 л.д. 22-26).
Третье лицо в письменном отзыве по делу сослалось на непредставление заявителем доказательств, подтверждающих экономическую необоснованность тарифов, утвержденных оспариваемым приказом (т. 2 л.д. 43-44).
Ответчик и третье лицо для участия в деле не явились. О времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель заявителя и прокуратуры не возражали против рассмотрения дела в отсутствие данных лиц.
Руководствуясь статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика и третьего лица.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в связи с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, начато с самого начала.
В судебном заседании 13.02.14 представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и представленным в заседании дополнении к нему (т. 2 л.д. 58-61), и просил их удовлетворить.
В судебном заседании объявлен перерыв до 16 час. 17.02.14 для подготовки Прокурором письменного заключения по делу. В назначенное время заседание продолжено.
Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в судебном заседании до перерыва.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве по делу и дополнении к нему, и просил в их удовлетворении отказать.
Прокурор полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по основаниям, подробно приведенным в письменном заключении по делу (т. 2 л.д. 66-69).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, а также заключение прокурора, суд приходит к следующему.
26.04.13 Управлением издан приказ № 23 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области" (далее - Приказ № 23), которым изменен приказ от 28.11.12 № 145 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям на территории Пензенской области на 2013 год" (далее - Приказ № 145) - т. 1 л.д. 10-21.
Приказ № 23 опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" № 54 от 30.04.13.
В соответствии с пунктом 1.15 Приказа № 23 таблица пункта 15 Приказа № 145 изложена в новой редакции согласно приложению 15 (т. 1 л.д. 16, 17), по которой тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемой Обществом, установлен:
за период с 01.01.13 по 30.06.13 без НДС в размере 85,32 руб. за 1 куб. м, в том числе компонент на холодную воду - 13,46 руб. за 1 куб. м и компонент на тепловую энергию - 1089,39 руб. за Гкал,
с НДС в размере 100,68 руб. за 1 куб. м, в том числе компонент на холодную воду - 15,88 руб. за 1 куб. м и компонент на тепловую энергию - 1285,48 руб. за Гкал;
за период с 01.07.13 по 31.12.13 без НДС в размере 97,81 руб. за 1 куб. м, в том числе компонент на холодную воду - 15,03 руб. за 1 куб. м и компонент на тепловую энергию - 1254,97 руб. за Гкал,
с НДС в размере 115,42 руб. за 1 куб. м, в том числе компонент на холодную воду - 17,73 руб. за 1 куб. м и компонент на тепловую энергию - 1480,86 руб. за Гкал.
Считая, что данным пунктом Приказа № 23 в нарушение постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.08 № 520 и от 23.05.06 № 307 и интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности установлен новый тариф на горячую воду без учета количества теплоносителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения являются предметом правового регулирования Федерального закона от 07.12.11 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закона № 416-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Исходя из положений пунктов 1.1 и 3.16 Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.10 № 440-пП, Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством, и в пределах своих полномочий устанавливает тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Пензенской области в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 5 статьи 31 Закона № 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения: 1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); 2) тариф на транспортировку горячей воды; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
В силу пункта 9 статьи 32 Закона № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Исходя из части 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.04 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с данным законом.
В силу части 1 статьи 1 Закона № 210-ФЗ названный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.08 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования).
Подпунктом 2 пункта 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены тарифы на горячую воду.
В силу пункта 7 (1) Основ ценообразования органы регулирования устанавливают следующие тарифы на горячую воду:
1) тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения;
2) тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Тарифы на горячую воду устанавливаются с учетом особенностей, предусмотренных разделом VIII Основ ценообразования (пункт 7 (2) Основ ценообразования).
Пункт 48 раздела VIII Основ ценообразования раскрывает понятие закрытой системы горячего водоснабжения и предусматривает, что тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. При этом компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом, а компонент на тепловую энергию - равным сумме следующих составляющих:
тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
В силу пункта 4 Основ ценообразования тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации, которые определяют, помимо прочего, правила расчета тарифов и надбавок.
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены приказом Минрегиона РФ от 15.02.11 № 47 (далее - Методические указания).
Из положений пункта 7 Методических указаний следует, что орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Правила и формула расчета одноставочных тарифов на горячую воду определены в разделе V.I.3 "Горячее водоснабжение" Методических указаний. Согласно пункту 58 данного раздела Методических указаний одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по формуле, установленной в данном пункте, в которую входит, в том числе тариф на холодную воду питьевого качества для соответствующей группы потребителей (руб. /куб. м) и тариф на тепловую энергию для соответствующей группы потребителей (руб. /Гкал).
В силу пункта 59 Методических указаний двухставочные тарифы на горячую воду в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются в случае установления в зоне деятельности организации коммунального комплекса двухставочных тарифов на холодную воду и на тепловую энергию (мощность) по ставкам, предусмотренным данным пунктом.
Следовательно, расчет тарифа на горячую воду для закрытых систем теплоснабжения производится регулирующим органом по правилам, установленным Методическими указаниями, и обусловлен установлением вида тарифа на холодную воду (одноставочный или двухставочный). Иная методика исчисления тарифа на горячую воду для закрытых систем теплоснабжения действующим законодательством не предусмотрена.
Из материалов дела видно, что Управлением, являющимся компетентным органом в сфере регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, приказами от 27.11.12 № 142 и № 143 (далее - Приказ № 142 и Приказ № 143) установлены соответственно тариф на холодную питьевую воду, поставляемую ООО "Горводоканал", и тарифы на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области, в том числе и для потребителей Общества (пункт 15) - т. 1 л.д. 25-37, 22-24. Данные приказы в установленном порядке не признаны недействующими.
Приказом Управления Приказ № 145 установлены и введены в действие с разбивкой с 01.01.13 по 30.06.13 и с 01.07.13 по 31.12.13 тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемой Обществом для потребителей на территории г. Пензы, состоящие из двух компонентов: компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (т. 1 л.д. 32-37). При этом компонент на холодную воду принят равным одноставочному тарифу на холодную питьевую воду, установленному для ООО "Горводоканал" Приказом № 142 (т. 1 л.д. 22-24), а компонент на тепловую энергию - равный одноставочному тарифу на тепловую энергию, установленному для потребителей Общества Приказом № 143.
26.04.13 Управлением принят приказ № 23, которым внесены изменения, в частности, в таблицу пункта 15 Приказа № 145. Данная таблица дополнена новыми величинами тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемой Обществом, измеряемыми в куб. м, а именно: 85,32 руб. за 1 куб. м в период с 01.01.13 по 30.06.13 и 97,81 руб. за 1 куб. м в период с 01.07.13 по 31.12.13. При этом ранее принятые значения компонентов тарифа на горячую воду Управлением не изменены и не отменены. Тариф на горячую воду из расчета за 1 куб. м горячей воды определен с использованием величин компонентов на холодную воду и на тепловую энергию, утвержденных Приказом № 145, в соответствии с Методическими указаниями. Возражения по поводу способа определения тарифа на горячую воду, измеряемого в куб. м, а также его размера заявителем не приведены ни в заявлении, ни в дополнении к нему, ни в судебных заседаниях.
Установление размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в единицах измерения - куб. м не противоречит Законам № 416-ФЗ, № 210-ФЗ и Основам ценообразования. Расчет платы за коммунальную услугу "горячая вода" в единицах измерения руб. /куб. м предусмотрен подпунктом "в" пункта 1 примечаний к приложению 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.11 № 354. Данная единица измерения имеется также в пункте 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 306, и пунктах 7, 58 Методических указаний.
При таких обстоятельствах установление обжалуемым приказом тарифа на горячую воду в закрытых системах теплоснабжения, измеряемого в куб. м и образованного из двух компонентов, не противоречит действующему законодательству, в том числе Основам ценообразования, на соответствие которым заявитель просил проверить оспариваемый нормативный правовой акт, и не нарушает его прав.
Довод Общества о несоответствии приказа № 23 Федеральному закону "О теплоснабжении" отклоняется судом, поскольку данный закон не регулирует отношения в сфере горячего водоснабжения в закрытых системах теплоснабжения и не применяется к спорным правоотношениям.
Ссылка Общества на несоответствие оспариваемого приказа нормам постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.06 № 307 отклоняется судом, так как положения данного нормативного правового акта в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.11 № 354 применяются только в отношении коммунальной услуги "отопление".
Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" в удовлетворении заявленных требований.
Признать пункт 1.15 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 26.04.13 № 23 "О внесении изменений в некоторые приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области" соответствующим Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.08 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" с последующими изменениями и дополнениями, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Пензенской области.
Председательствующий
Л.А.КОЛДОМАСОВА
Судьи
Н.В.ГОЛОВАНОВА
М.В.ТАБАЧЕНКОВ
------------------------------------------------------------------