Решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.02.2014 по делу N А49-10414/2013 <О признании недействующим Решения Собрания представителей Нижнеломовского района от 14.11.2013 N 375-29/3 "О внесении изменений в Решение Собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области от 18.12.2009 N 467-34/2 "Об утверждении значений коэффициентов, при определении размеров арендной платы за пользование земельными участками на территории Нижнеломовского района Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена" >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. по делу № А49-10414/2013

Резолютивная часть решения оглашена 17 февраля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего Колдомасовой Л.А., судей Мещерякова А.А. и Учаевой Н.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Кустубаевой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Нижнеломовский рынок" (ИНН - 5827009400, ОГРН - 1035801600878) к Собранию представителей Нижнеломовского района Пензенской области - представительному органу Нижнеломовского района (ИНН - 5827011985, ОГРН - 1085827000973), третье лицо: администрация Нижнеломовского района Пензенской области (ИНН - 5827009062, ОГРН - 1035801600009), об оспаривании нормативного правового акта, при участии в заседании: от заявителя представителя Позднякова А.Е. (доверенность от 05.12.13 № 108),
от ответчика и.о. заместителя главы администрации Нижнеломовского района Курышкина А.В. (доверенность от 31.12.13 № 64),
от третьего лица начальника юридического отдела Шленниковой М.И. (доверенность от 08.10.13 № 3121),
от прокуратуры Пензенской области старшего помощника прокурора Беляковой Л.Н. (удостоверение),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Нижнеломовский рынок" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Собранию представителей Нижнеломовского района - представительному органу Нижнеломовского района (далее - Собрание представителей) о признании недействующим его решения от 14.11.13 № 375-29/3 "О внесении изменений в Решение Собрания представителей Нижнеломовского района Пензенской области от 18.12.2009 года № 467-34/2 "Об утверждении значений коэффициентов при определении размеров арендной платы за пользование земельными участками на территории Нижнеломовского района Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена (с последующими изменениями)" (далее - Решение Собрания представителей № 375-29/3) в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от вида деятельности арендатора земельного участка из категории земель населенных пунктов для вида деятельности арендатора земельного участка - "Строительство, обслуживание и эксплуатация объектов торговли, в том числе оптовой торговли, рынки" равного 30 (пункт 5 Приложения № 1).
На основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по определению суда от 13.01.14 в дело вступил прокурор Пензенской области (далее - Прокурор) - т.1 л.д.71-73.
Заявленные требования основаны на положениях статей 55, 72 Конституции Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.09 № 582. По мнению заявителя, установление значения коэффициента дифференциации в зависимости от вида деятельности - обслуживание и эксплуатация объектов торговли, в том числе оптовой торговли, рынков, равного 30 без надлежащего экономического обоснования носит дискриминационный характер и влечет необоснованное увеличение арендной платы до 14008950 руб. 28 коп. в год (т.1 л.д.4-10).
В письменном отзыве по делу ответчик с заявленными требованиями не согласился, считая, что оспариваемое решение является экономически обоснованным и вынесено по результатам проведенного анализа доходности земельных участков различных категорий земель и значений коэффициентов доходности по видам деятельности арендаторов земельных участков в других районах Пензенской области (т.1 л.д.55-56).
Третье лицо в письменном отзыве по делу с заявленными требованиями не согласилась по аналогичным основаниям (т.1 л.д.59-60).
В судебном заседании 13.02.14 представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика и третьего лица с требованиями заявителя не согласились по основаниям, приведенным в отзывах по делу, и просили в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15 час. 17.02.14 для подготовки Прокурором письменного заключения по делу. В назначенное время заседание продолжено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. От третьего лица в материалы дела поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в судебном заседании до перерыва.
Прокурор полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку Решение Собрания представителей № 375-29/3 в оспариваемой части является экономически необоснованным и не соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.09 № 582 (т.2 л.д.13-16).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, а также заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В арендном пользовании Общества на основании договора от 23.03.09 № 15д/09, заключенного с третьим лицом сроком на 49 лет, находятся 5 земельных участков категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровыми номерами N№ 58:21:250236:143, 58:21:250236:144, 58:21:250236:112, 58:21:250236:113 и 58:21:250236:114. Общая площадь арендуемых земельных участков составляет 14031 кв. м., разрешенное использование - под размещение рынка и крытых торговых помещений.
На момент заключения договора арендная плата за пользование земельными участками, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости земельных участков, согласована сторонами в размере 55983,7 руб. в месяц, а с 01.01.10 - 77827,5 руб. в месяц. Расчет арендной платы по договору осуществлен по формуле: А = Ксзу x НСт. x Квд x Кка, где: А - годовой размер арендной платы; Ксзу - кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка); НСт - налоговая ставка земельного налога, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; Квд - коэффициент дифференциации вида деятельности арендатора, Кка - коэффициент категории арендатора.
Пунктом 2.5 заключенного договора предусмотрены случаи изменения размера арендной платы, в том числе в связи с изменением порядка расчета арендной платы и изменением базовой ставки арендной платы.
Решением Собрания представителей № 375-29/3 от 14.11.13, опубликованным в Информационном бюллетене Нижнеломовского района Пензенской области "Районные ведомости" № 18 (178) от 15.11.13, внесены изменения в ранее принятое решение от 18.12.09 года № 467-34/2 "Об утверждении значений коэффициентов при определении размеров арендной платы за пользование земельными участками на территории Нижнеломовского района Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена (с последующими изменениями)". Данным решением коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка (Квд) для вида деятельности - обслуживание и эксплуатация объектов торговли, в том числе оптовой торговли, рынков, увеличена с 7 до 30.
Считая, увеличение данного коэффициента дифференциации необоснованным и произвольным, не соответствующим действующему законодательству, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.09 № 582 (далее - Постановление № 582).
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ) предусматривает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (последний абзац пункта 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ).
Из приведенных норм законодательства следует, что определение арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с соблюдением принципов определения арендной платы, установленных Постановлением № 582. Органы местного самоуправления не вправе произвольно определять размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в его ведении.
На территории Пензенской области порядок определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Правительства Пензенской области от 04.12.09 № 940-пП (далее - Порядок определения размера арендной платы).
Формула расчета арендной платы за пользование земельными участками и возможность применения в данном расчете коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора установлены данным порядком.
Из положений пунктов 1.2 и 1.4 Порядка определения размера арендной платы следует, что годовой размер арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области. При определении годового размера арендной платы в соответствии с настоящим Порядком устанавливается, в том числе коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка из категории земель населенных пунктов. Данный коэффициент устанавливается актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области в соответствии с их полномочиями, предусмотренными уставами муниципальных образований, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
В силу пункта 1.7 Порядка определения размера арендной платы при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, органы исполнительной власти Пензенской области и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка или ставки земельного налога и (или) коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора, и (или) категории арендатора. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка или ставки земельного налога и (или) коэффициента дифференциации вида деятельности арендатора, и (или) категории арендатора.
Следовательно, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договора аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договора аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Данная правовая позиция ВАС РФ выражена в постановлении Президиума от 17.04.12 № 15837/11.
Уставом Нижнеломовского района Пензенской области к компетенции Собрания представителей отнесено принятие в форме решений нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления федеральными законами, законами Пензенской области, уставом и т.д.
Из материалов дела видно, что значения коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора на территории Нижнеломовского района Пензенской области утверждены решением Собрания представителей от 18.12.09 № 467-34/2 в соответствии с Порядком определения размера арендной платы и в пределах его полномочий. Данным решением для вида деятельности "обслуживание и эксплуатация объектов торговли, в том числе оптовой торговли, рынков" установлено значение коэффициента равное 4 (т.1 л.д.136-144). Впоследствии решением Собрания представителей от 10.06.10 № 542-39/2 названный коэффициент снижен до 2 (т.2 л.д.1-9), а решениями от 30.11.12 № 181-14/3 и от 14.11.13 № 375-29/3 изменен соответственно на 7 и 30 (т.1 л.д.14-20).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт от 14.11.13 № 375-29/3 принят компетентным органом в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, законами Пензенской области, уставом муниципального образования, в надлежащей форме и опубликован в установленном порядке.
Между тем соблюдение принципа экономической обоснованности, установленного Постановлением № 582, при вынесении оспариваемого решения и законность установления значения коэффициента дифференциации для вида деятельности "обслуживание и эксплуатация объектов торговли, в том числе оптовой торговли, рынков" равного 30 Собранием представителей в нарушение части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Постановлением № 582 к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Данная правовая позиция ВАС РФ выражена в постановлении Президиума от 17.04.12 № 15837/11.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.05.04 № 209-О указал, что в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
В рассматриваемом случае в качестве обоснования принятия оспариваемого решения и увеличения коэффициента дифференциации для вида деятельности "обслуживание и эксплуатация объектов торговли, в том числе оптовой торговли, рынков" с 7 до 30 ответчиком представлены пояснительная записка сотрудника отдела земельных и имущественных отношений, а также его обоснование (анализ) к проекту оспариваемого решения (т.1 л.д.105-121). Кроме этого, представлен договор № 44/7, заключенный между Обществом и Кузнецовым О.В., о предоставлении торгового места на розничном рынке в Пензенской области. Однако данные документы не подтверждают правомерность установления значения спорного коэффициента равного 30. Экономическое обоснование выбранного цифрового значения у ответчика отсутствует. Какие-либо расчеты в подтверждение значения данного коэффициента Собранием представителей не производились.
По представленным документам невозможно установить, почему Собранием представителей установлено именно данное значение коэффициента, какими критериями при его выборе оно руководствовалось. Необходимость увеличения доходной части бюджета не является достаточным основанием для установления того или иного значения коэффициента, влияющего на определение размера арендной платы. Суду не представлены доказательства проведения ответчиком многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, которые используются для обслуживания и эксплуатации объектов торговли, а также исследования и оценки расположения земельных участков, подпадающих под данный вид деятельности, их количества, доходности, градостроительной ценности и экономических факторов, влияющих на уровень доходности данных участков. Размер коэффициента дифференциации для вида деятельности "обслуживание и эксплуатация объектов торговли, в том числе оптовой торговли, рынков" равный 30 установлен ответчиком произвольно без каких-либо оценочных характеристик земельных участков.
В данном случае увеличение коэффициента дифференциации с 7 до 30, произведенное Собранием представителей по своему усмотрению без какого-либо обоснования, привело к росту величины размера арендной платы для Общества с 272396 руб. 26 коп. до 1167412 руб. 52 коп. в месяц. Размер годовой арендной платы заявителя составляет 14008950 руб. 28 коп., что соответствует 45% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Произвольное установление значений коэффициента, влияющих на расчет арендной платы за пользование земельными участками, влечет необоснованный рост этой платы и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При обращении в суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ответчика. Аналогичная правовая позиция изложена ВАС РФ в пункте 5 Информационного письма от 13.03.07 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействующим Решение Собрания Представителей Нижнеломовского района Пензенской области от 14.11.13 № 375-29/3 "О внесении изменений в Решение Собрания Представителей Нижнеломовского района Пензенской области от 18.12.09 № 467-34/2 "Об утверждении значений коэффициентов, при определении размеров арендной платы за пользование земельными участками на территории Нижнеломовского района Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена (с последующими изменениями)" в части установления коэффициента дифференциации в зависимости от вида деятельности арендатора земельного участка из категории земель населенных пунктов для вида деятельности арендатора земельного участка - "Строительство, обслуживание и эксплуатация объектов торговли, в том числе оптовой торговли, рынки" равного 30 (пункт 5 Приложения № 1), и не соответствующим Федеральному закону от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.09 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Взыскать с Собрания Представителей Нижнеломовского района - представительного органа Нижнеломовского района (ИНН - 5827011985; ОГРН - 1085827000973) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нижнеломовский рынок" (ИНН - 5827009400; ОГРН - 1035801600878) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Пензенской области.

Председательствующий
Л.А.КОЛДОМАСОВА

Судьи
А.А.МЕЩЕРЯКОВ
Н.И.УЧАЕВА


------------------------------------------------------------------