<Разъяснение> Прокуратуры Пензенской обл. от 05.02.2014 N 22/1-10-2014 "Порядок организации и проведения контролирующими органами проверок исполнения публично-властных полномочий органами местного самоуправления"



ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. № 22/1-10-2014

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ПУБЛИЧНО-ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 370-ФЗ, которым внесены значительные изменения в статью 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) с целью упорядочения проведения органами государственного и регионального контроля (надзора) проверок исполнения органами местного самоуправления публично-властных полномочий.
Указанные изменения распространяются на отношения, связанные с осуществлением контроля (надзора) за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами требований действующего законодательства при решении вопросов местного значения, осуществлении закрепленных за ними полномочий, а также за соответствием муниципальных правовых актов действующему законодательству.
Отношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления, как юридических лиц, а не публично-властных образований, продолжают регулироваться Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральным законом от 21.12.2013 № 370-ФЗ статья 77 Закона № 131-ФЗ дополнена пунктами 2.1 - 2.8, которые устанавливают порядок и ограничения при организации и проведении проверок исполнения публично-властных полномочий органами местного самоуправления.
Так, органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и их должностных лиц осуществления полномочий, не отнесенных к их полномочиям, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Установлено, что контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления основывается на принципах объективности, открытости и гласности. При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
При этом органам прокуратуры отведена координирующая роль при планировании и проведении органами государственного контроля (надзора) проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Проверки исполнения публично-властных полномочий органами местного самоуправления проводятся органами контроля (надзора) совместно, на основании ежегодного плана проведения проверок, который формируется и согласовывается прокуратурой субъекта Российской Федерации на основе предложений контролирующих органов.
Пунктом 2.3 статьи 77 Закона № 131-ФЗ в новой редакции установлена периодичность проведения плановых проверок органов местного самоуправления - не чаще одного раза в два года.
Внеплановые выездные проверки могут проводиться по обращениям граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан по согласованию с прокуратурой субъекта РФ.
Кроме того, внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Информация о результатах проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца после завершения проверки.
Внесенными в Закон № 131-ФЗ изменениями также упорядочено направление контролирующими органами запросов о предоставлении органами местного самоуправления информации.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.Е.КАНЦЕРОВА


------------------------------------------------------------------